Какими будут российские инженеры. Реплика Александра Привалова

Президента Путина просят поддержать включение физики в перечень обязательных предметов для сдачи единого госэкзамена. Такое письмо на имя главы государства подписали весьма солидные люди, в том числе Чемезов, Велихов, ректоры ряда ведущих вузов страны.

Президента Путина просят поддержать включение физики в перечень обязательных предметов для сдачи единого госэкзамена. Такое письмо на имя главы государства подписали весьма солидные люди, в том числе гендиректор госкорпорации "Ростехнологии" и глава Союза машиностроителей России Чемезов, секретарь Общественной палаты академик Велихов, ректоры ряда ведущих вузов страны.

ЕГЭ тут, конечно, — только повод. Речь идет о большем внимании к естественнонаучной подготовке школьников – возможно, об увеличении количества часов на физику, а, возможно, и не только на физику, но и на химию, биологию.

Главный аргумент в письме прост: при поступлении в технические вузы физика – обязательное условие, а ребята ей мало занимаются, предпочтя сдавать ЕГЭ по какому-нибудь "разговорному" предмету, поскольку это заведомо легче. Значит, выбор толковых студентов для технических вузов искусственно сужен, что очень плохо.

Не вина авторов письма, что жизненно важный вопрос – о необходимости вернуть на современный уровень отечественное инженерное образование – они излагают на птичьем языке единых госэкзаменов. Им этот язык навязан. Но проблема-то и впрямь предельно остра. Разговоры о реиндустриализации, или об импортозамещении, или об увеличении самодостаточности оборонно-промышленного комплекса ведутся не для поддержания приятной беседы. Эти задачи и впрямь становятся насущнее с каждым днем – особенно, после Крыма.

Нам нужны новые, современные заводы, производящие все более широкий спектр современной продукции, а для этого нужны инженеры. Много инженеров. Мы и сейчас выпускаем их довольно много, но подготовка изрядной их части, по современным понятиям, никуда не годится.

Нам нужно больше хороших инженеров, и нынешняя система образования с решением этой задачи не справляется – вот, о чем, в сущности, написано обсуждаемое письмо к президенту Путину.

А сейчас я вас удивлю: практически одновременно с этим письмом на рассмотрение в администрацию президента поступил документ с предложениями по государственной программе "Развитие образования на 2013–2020 годы". Документ подготовлен не лицами, потерпевшими от реформы образования, как то, первое письмо, а в стане самих реформаторов. Суть их предложений сводится к тому, чтобы провести дополнительный мониторинг инженерных вузов, по результатам которого оставить в России всего лишь несколько крупных технических высших учебных заведений, а институты и университеты, не прошедшие отбор, "спустить на уровень техникумов".

То есть реформаторы тоже считают, что мы готовим мало хороших инженеров, но делают из этого наблюдения совсем другой вывод: значит, нужно готовить меньше инженеров, а всех некондиционных переписать в техники. Цитирую их советы по "Известиям": "Переформатирование всей системы инженерного образования при широком вовлечении бизнеса, создании ресурсных центров и т.п. Разработка тренажеров, симуляторов, деловых игр для инженеров".

Понимаете? Опять — "деловых игр". Этим людям фатально неинтересен инженер как таковой. Только инженер-бизнесмен, что в наших условиях почти автоматически означает толковый импортер западной техники. А как же? Еще прошлый министр образования отчеканил, что наши институты должны готовить не творцов, а грамотных потребителей.

Цитирую дальше: "У преподавателей этой системы непрерывного профессионального образования должны быть высокие зарплаты и жесткий график их постоянной переподготовки в ведущих мировых центрах. В новых элитных инженерных вузах должна вестись подготовка очень дорогих инженеров под заказы конкретных компаний и, возможно, с их частичным финансированием".

Тут можно комментировать каждое слово, но общий смысл ясен и без комментариев. Машиностроители и ученые, как мы видели, просят Путина принять меры, чтобы наши институты готовили больше хороших инженеров. Реформаторы образования предлагают принять меры, чтобы инженеров готовить меньше, а потому они стали "востребованными" и очень дорогими, а готовящие их считанные элитные вузы – очень "эффективными".

Что такая система инженерного образования принципиально несамостоятельна, можно не добавлять. Что она не может, да и не хочет решать проблему реиндустриализации, поскольку куда гармоничнее смотрится, когда страна – сырьевой придаток, тоже довольно очевидно.

По мне, очень удачно, что эти две бумаги пришли в администрацию президента почти синхронно. Нет, предложенная в первом письме мера – внесение ЕГЭ по физике в число обязательных – сама по себе абсолютно ничего не решает. Ну, так и предложение, содержащееся во втором документе – оставление в огромной стране лишь горстки инженерных вузов – не сразу добьет нашу инженерную науку и промышленность. Но все-таки легче разбираться, когда так наглядно проявлена разность подходов. Удачи вам.