Тема:

Встреча Папы и Патриарха 8 лет назад

Встреча Папы и Патриарха. Реплика Александра Проханова


EPA

Всю ночь я провел в размышлениях о состоявшейся в Гаване встрече Патриарха Московского и Всея Руси и Папы Римского. Как важно, что они прилетели на Кубу, как важно, что они прилетели на этот восхитительный остров, который все эти десятилетия был символом свободы и сопротивления.

Всю ночь я провел в размышлениях о состоявшейся в Гаване встрече Патриарха Московского и Всея Руси и Папы Римского. Как важно, что они прилетели на Кубу, как важно, что они прилетели на этот восхитительный остров, который все эти десятилетия был символом свободы и сопротивления.

Остров, который не могли растоптать американские сапоги. Остров, который отбивался оружием и духом своим.

Их встреча, это была встреча двух восхитительных божественных начал, которые существуют в христианском мире, временно разделенном на католиков и православных. Когда Понтифик и Патриарх Всея Руси вышли к людям, когда они обнялись, когда на их лицах сияли улыбка, блаженство, любовь и радость, когда они обменялись братским божественным объятием, вместе с ними ликовало все, созерцающее эту встречу человечество. И поцеловали друг друга не только два архипастыря, а все миллионы и миллионы православных христиан и католиков. Папа Римский, Патриарх отдарили друг друга подарками: иконы, мощи. Но сама их встреча была подарком для всех верующих, православных. Папа и Патриарх уединились в кабинете, и два часа о чем-то совещались с глазу на глаз, наедине, а потом вышли к народу с декларацией. Декларация эта не была пергаментом, но текст, который они огласили, носил вселенский характер. Я не богослов и мне трудно судить о тонких, возвышенных, догматических энергиях всего происшедшего. Я мыслю об этом образами реальности.

Сегодняшний мир наполнен тоской, злобой, агрессией, проклятиями и стенаниями. И разве ни задача архипастырей обратиться к этому миру со словами увещевания, со словами света, со словами, которые облагородят упавшие души, остановят злобные скрежетания. Мир сдвинулся с места, сдвинулись в места континенты, страны, уклады, и в этих движениях люди страдают, гибнут, особенно худо христианам. На них учинили гонения, сравнимые разве что с теми, что существовали в первые годы христианства. Сегодня их травят, убивают, гонят, расстреливают, посыпают бомбами, огненным пеплом. И христиане бегут, не находя себе места. Разве ни задача архипастырей обратиться к миру со словами: "Уймитесь, остановитесь, осветите свои гибнущие, наполненные тьмой сердца".

Мир утомился от своего прежнего состояния. Он ищет новых форм, ищет новое слово жизни. И совсем не безразлично, каким будет это новое слово. Оно может быть железным и беспощадным. И разве не важно в этих условиях, чтобы слово жизни грядущей, о котором чает человечество, было основано на справедливости, было основано на любви, добре, милосердии, на всем том, о чем говорят наши церкви.

Конечно, у Патриарха и у Папы Римского нет танковых армий, нет воздушных группировок, с помощью которого они могли исправить мир. У них есть молитва. Молитва, это не пустое. Если человек молится в своем страстном возвышенном порыве, если молится все человечество, то в этом порыве к высоте, к красоте, к вечному, происходит преображение и одной отдельно взятой души, и всего человечества. Молитва накрывает мир светоносным непробиваемым покровом, который быть может сильнее, чем любая противоракетная оборона.

Русская церковь всегда была близка к народу, всегда уповала на народ, всегда поддерживала падающее и дряхлеющее государство. И когда государство почти совсем исчезало, его заменяла церковь, вставала во главе дружин, вставала во главе полков, окрыляла своей надеждой вождей и витязей. В 90-е годы, когда совсем было худо, когда государство почти устранилось, храмы растворяли свои врата, и люди шли к алтарям. И Бог знает, сколько людей в это время спаслось и духовно, а быть может и телесно. Русская православная церковь сегодня занимается устроением жизни. Она стремится войти в культуру и объяснить сегодняшнюю культуру, как продолжение великих христианских традиций.

Эта встреча состоялась в очень грозный для всего мира и для России момент. Россию американцы хотят загнать в капкан, хотят загнать в волчью яму. России оттаптывают ноги, ее окружают военными базами, на нее клевещут, окружают санкциями и негодованиями. В этот тяжелый для России период наш церковь через головы политиков пожимает руку Европе, пожимает руку Папе Римскому, пожимает руки тысячам и миллионам верующих христиан. Тем самым, вырывая Россию из жестокого круга изоляции, возвращая ее в объятия всего человечества. Эта встреча является встречей добра, света и справедливости. Я размышляю об этом, я думаю, что значение этой встречи вовсе не ограничено минувшей ночью. Свет этой встречи будет разливаться в течение многих дней, многих лет,

Два сегодняшних архипастыря, Патриарх и Папа, несомненно, войдут в историю. Среди клеветы, среди негодования, среди бряцаний оружия, обнялись друг с другом и провозгласили вечный для христианства завет: "Не прокляните, но благословите!". Там я думал в течение минувшей ночи, наблюдая встречу двух архипастырей. Так я понимаю и чувствую эту великую встречу.