Тема:

Крушение судна "Шанс-101" 11 лет назад

Крушение "Шанса": плохая погода, неполадки в двигателе или жадность?


фото ИТАР-ТАСС


фото ИТАР-ТАСС


фото ИТАР-ТАСС

Эксперты полагают, что причин крушения судна "Шанс-101", как минимум, три: плохие метеоусловия, внезапная остановка двигателя или обыкновенная жадность: не исключено, что экипаж набрал слишком много рыбы, сколько не смог увезти.

Корабль "Шанс-101", затонувший в Японском море, мог опрокинуться из-за плохой погоды и обледенения, считает Петр Осичанский, президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов. Из-за небольших габаритов на таких судах в непогоду появляются большие ледяные наросты, после чего центр тяжести смещается и корабль опрокидывается, пояснил эксперт.

"В день гибели судна метеоусловия были плохими: сильный ветер и высокие волны, а "Шанс-101" просто не приспособлен для работы в этих условиях", — цитирует Осичанского Российский профессиональный союз моряков (РПСМ). По мнению Осичанского, не стоит сбрасывать со счетов и версию о внезапной остановке двигателя. "Шанс-101" мог встать лагом к волне и перевернуться. Также эксперт не исключил варианта, что экипаж набрал слишком много рыбы: это привело к оседанию, а вслед за тем борт начала захлестывать вода.

"Я допускаю, что даже три варианта могли случиться одновременно. На будущее всем морякам только одна рекомендация, она хорошо известна и ее пока никто не отменял — следите за погодой", — напутствует эксперт.

Выжившие члены экипажа считают, что трагедия произошла из-за неправильного маневра во время шторма. "Неправильный маневр во время шторма, зашла волна и все", — рассказал журналистам член экипажа Олег Белоноженко.

Его коллега Андрей Евдокимов пояснил, что из-за того, что капитан не подал сигнал SOS, около суток никто не знал о случившемся. Все это время рыбаки плыли на двух плотах в ледяном море.

"Когда все это у нас произошло, капитан не подавал сигнал SOS. Никто не знал о том, что с нами случилось. Это мы случайно увидели пароход, мимо проходящий. Не работали ни ракетницы, ни дымовые шашки. Оставалось всего пять фальшфейеров – подали сигнал, и нас увидели", — вспоминает он.

Капитан порта "Владивосток" Александр Кувшинов добавил, что, по данным второго помощника капитана, судно затонуло за какие-то десять минут.

"При выборе капитаном определенного галса штормования, при развороте через левый борт, в правый ударила волна. Судно накренилось до 25-28 градусов, а вторая волна потопила его", — отметил Кувшинов. По его мнению, судовладелец должен был откликнуться раньше, а не через 28 часов после случившегося.

"Все это время судно находилось в неизвестности. Если была организована такая связь с судном – раз в сутки, на мой взгляд, это неправильно. С судами такого типа, которые в зимний период подвергнуты большому риску, связь могла бы осуществляться и раньше и в таком случае, часов через восемь все уже "зашевелились" бы", — сетует Кувшинов.

Спасательных плотов и индивидуальных спасательных средств было в достатке, а само судно было исправным. Возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 Уголовного кодекса РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц").

Как сообщалось ранее, вечером 27 января рыболовецкое судно "Шанс-101" (Приморский край) потерпело крушение в акватории Японского моря в 50 километрах от поселка Светлое. В ходе спасательной операции из 30 членов экипажа были найдены живыми 15 человек: десятерых обнаружил сухогруз "Анатолий Торчинов" спустя 20 минут после аварии, еще пятерых подобрал "Талан". В числе спасенных 11 россиян и четверо индонезийцев, уточняет "Интерфакс".

Моряки говорят, что жертв как минимум восемь: люди скончались от обморожения, и их тела опустили в воду. Оставшиеся в живых получили обморожения стоп и кистей рук, они направлены в Холмскую центральную районную больницу на Сахалине. Пока судьба 15 моряков не известна. Их поиски продолжаются.

"Изначально в поисках были задействованы четыре судна. К ним присоединились "Шанс-102" и спасательный буксир "Атлас". Из Хабаровска вылетел самолет Бе-200. Если он что-то обнаружит, то в район кораблекрушения вылетят два вертолета", — заверили в морском спасательном подцентре (МСПЦ) "Южно-Сахалинск".

"В 09:00 из Хабаровска вылетел самолет-амфибия Бе-200. В полной боевой готовности находится вертолет Ми-8. Пилоты продолжат обследование акватории с воздуха", — сказали в пресс-службе Дальневосточного регионального центра МЧС России.

В свою очередь, представитель МЧС России по Приморью Алексей Куликов сообщил, что в море поиски будут вести спасательное судно "Атлас", четыре судна рыбколхоза "Восток-1" и другие суда, проходящие в этом районе. Во вторник, 29 января район поисков будет смещен в южную сторону на 15 морских миль. Продолжится обследование и береговой полосы Тернейского района. Ожидается, что два самолета направит Тихоокеанский флот.