Володарский не дожил до премьеры фильма "Жизнь и судьба" всего шесть дней

Эдуард Володарский
Эдуард Володарский
Скончался сценарист и драматург Эдуард Володарский. Более 40 лет он отдал советскому и российскому кино. Последней его работой стал сценарий к фильму "Жизнь и судьба" по роману Василия Гроссмана. Прощание с Эдуардом Володарским пройдет в четверг в столичном Доме кино.

Скончался сценарист и драматург Эдуард Володарский. Более 40 лет он отдал советскому и российскому кино. По его сценариям сняты десятки картин, среди которых "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Проверка на дорогах", "Мой друг Иван Лапшин", "Штрафбат", "Достоевский". Последней его работой стал сценарий к фильму "Жизнь и судьба" по роману Василия Гроссмана. Прощание с Эдуардом Володарским пройдет в четверг в столичном Доме кино.

До премьеры своей работы он не дожил всего шесть дней. Сценарий к многосерийному фильму "Жизнь и судьба" по роману Василия Гроссмана, который должен выйти на канале "Россия" в это воскресенье, для Эдуарда Володарского оказался последним. Последним в списке из более чем 70 картин. Как и эксклюзивное интервью, которое он дал за несколько дней до смерти.

"Мне очень понравилось, как все сделано. Хорошая получилась картина. И глубокая, и вызывающая размышления. Радуюсь за Сергея Урсуляка. Еще рад, что я обрел режиссера, надеюсь, не последний раз с ним", — говорил Эдуард Володарский, сценарист, драматург, заслуженный деятель искусств России.

Про него написано в энциклопедиях. Профессионал-прагматик с легкостью превращал детектив военный в детектив социальный, криминальный и политический. Он умел придумать историю в любом жанре, удивляя одновременно легкостью и глубиной. Как в вестерне на советский лад "Свой среди чужих, чужой среди своих". Сочинял вместе с Никитой Михалковым.

"Человек, который мне позвонил, сказал: "Слушай, а что у вас там происходило?" Я говорю: "В каком смысле?" — "Ну, там какая-то поножовщина у вас была, я испугался даже". Я говорю: "Да нет". – "А что ты делаешь?" — "Я пишу сценарий с Эдуардом Володарским". Потому что тут мы не скупились на эпитеты по отношению друг к другу", — вспоминает режиссер, народный артист РСФСР Никита Михалков.

"Ну, писали-писали, ругались часто, чуть не до драки доходило. Так как-то хорошая картина получилась! Вы знаете, я не думал никогда, что она будет такая живучая!" – радовался Эдуард Володарский.

А ведь в 50-е годы, как вспоминал Эдуард Яковлевич, он и правда часто кидался в драку. Сценарий к фильму "Прощай, шпана замоскворецкая" — это, по сути, его автобиография. Эдуард Яковлевич вырос на улице, не найдя общего языка с отчимом. Ходил с ножом в кармане, курил, однажды попал в тюрьму. Переосмыслил жизнь, поступил во ВГИК. Один из первых заказов – от Алексея Германа, лента "Проверка на дорогах". С ним же потом создавал фильм "Мой друг Иван Лапшин". Ему всегда везло с режиссерами, истории получались захватывающими, не отпускали от начала и до конца. Так было и со "Штрафбатом" режиссера Николая Досталя. О войне Эдуард Володарский написал больше всего. Как сам говорил, может быть потому, что родился в 1941 году. Он один из тех, о ком говорили — дети войны. Помнил, как половина жителей Москвы ходили в шинелях. Учитель истории – в военной форме. Другой одежды у многих просто не было.

"Было 18 пивных на этой улице, вот мы по этим пивным шастали. Фронтовики тогда ходили туда, инвалиды. Тогда протезов не было, а были культяшки. И они культяшками этими стучали по асфальту", — вспоминал Володарский.

Без него не обошлись "Мы из будущего", "Обитаемый остров", киноэпопея "Утомленные солцем-2". А ведь было время, когда сценариста Володарского запрещали. Чтобы прокормить семью, он работал грузчиком. Потом взялся за драматургию. Его пьеса "Долги наши" на сцене Московского художественного театра шла больше 10 лет. Он до последнего продолжал работать. Переносить на бумагу правдивые ситуации, диалоги, чтобы зритель – поверил. В его столе так и лежат несколько незаконченных произведений.