Тема:

Пожар в центре Грабаря 13 лет назад

Александра Зинченко: за испорченные произведения несут ответственность реставраторы

Александра Зинченко: за испорченные произведения несут ответственность реставраторы
При Министерстве культуры создана спецкомиссия по оценке ущерба от пожара в центре имени Грабаря.

При Министерстве культуры создана спецкомиссия по оценке ущерба от пожара в центре имени Грабаря. Об этом сообщила руководитель пресс-службы министерства Наталья Уварова. "Оценить ущерб в настоящее время не представляется возможным, так как неясен точный состав произведений, искусства, находившихся в центре в момент возгорания", - сказала она, подчеркнув, что "вся документация находится внутри здания". Уварова рассказала, что "эвакуация картин закончилась сегодня в час ночи. На временное хранение были переданы 60 картин и 50 графических произведений". Известно, что в центре Грабаря находились произведения из многих российских музеев, а также частных коллекций. О последствиях пожара радиостанция"Вести ФМ" поговорила с руководителем филиала Российской ассоциации реставраторов по Центральному федеральному округу Александрой Зинченко.

"Вести ФМ": Александра Сергеевна, здравствуйте! Скажите, возможно ли, что опись имущества так и не найдут, и будет неизвестным, что же находилось в центре? Или она где-то дублируется?

Зинченко: Нет, я уверена, что она дублируется. Во-первых, в самих музеях, которые передают на хранение или на реставрацию объекты из музея, 100% идет учет. А также, например, по федеральному конкурсу, который проводится, заключается госконтракт, он делается в нескольких экземплярах. Соответственно, копии есть у Министерства культуры и в самом центре.

"Вести ФМ": А как быть с частными коллекционерами? Наш корреспондент сообщала, что они очень расстроены, потому что зачастую их предметы искусства не застрахованы, и, я так понимаю, все это осуществляется на основе частных договоров?

Зинченко: С частными коллекционерами, я думаю, так и есть. Здесь, естественно, уже сложнее вести учет, чем с государственными заказчиками.

"Вести ФМ": Скажите, а какова принятая практика: страхуются подобные работы, когда они отдаются на реставрацию?

Зинченко: Они страхуются, естественно, когда отдаются на реставрацию, в музейных фондах они страхуются. А здесь, так как это государственное учреждение, все больше лежит на плечах Министерства культуры.

"Вести ФМ": Как я поняла, государственные музеи страхуют. А если частные коллекционеры? Получаются, если они не застраховали, то сам Центр не обязан возмещать ущерб?

Зинченко: Во-первых, необходимо выяснить, на ком лежит ответственность за пожар. Но в любом случае, за любой объект, который передается на реставрацию, несут ответственность реставраторы, так как, вероятно, было несоблюдение правил противопожарной безопасности. В любом случае, если вы знаете, что в вашем доме, в мастерских ведутся какие-то работы, например, перекрывается кровля, меняются окна, то вы должны следить за проводимыми работами, правильно? Должна быть противопожарная сигнализация в норме, и необходимо следить за объектом.

"Вести ФМ": А если работы, находившихся на реставрации, пострадали еще больше, интересно, будут ли они оставаться в этом же центре или их передадут на реставрацию в другие центры, пока это неизвестно?

Зинченко: Здесь же ставится вопрос о том, насколько оборудование мастерских пострадало. Там же находилось очень ценное оборудование, с помощью которого восстанавливались экспонаты. Ранее Центр Грабаря находился в нескольких местах по нескольким церквям. А несколько лет назад его перевезли полностью на улицу Радио. И, соответственно, это очень усложнит процесс реставрации. Конечно, объектам принесен огромный ущерб, потому что объекты уже были на реставрации, а здесь вода, огонь, пожарная пена, что, естественно, серьезно ухудшило состояние предметов искусства.

"Вести ФМ": Александра Сергеевна, вопрос, который многих волнует: при пожаре могла ли пропасть часть работ? Я имею в виду, не пострадать от пожара, а именно пропасть?

Зинченко: Это уже, я думаю, в части русской души, естественно, ни один работник культуры этого сделать не посмеет, а насколько люди окружающие к этому подошли... Я надеюсь, что, конечно же, нет.
 

Комментарий Александры Зинченко относительно описи находившихся в сгоревшем Центре Грабаря произведений искусства слушайте в аудиофайле