Тихоокеанский военный суд вынес оправдательный приговор по делу об аварии на атомной подводной лодке "Нерпа". Такое решение было принято на основании вердикта коллегии присяжных, которая 30 сентября оправдала обвиняемых – командира "Нерпы" Дмитрия Лаврентьева и машиниста Дмитрия Гробова. Прокуратура уже заявила о своем несогласии с вердиктом и намерена его обжаловать.
30 сентября коллегия заседателей пришла к выводу, что следствию не удалось доказать факт срабатывания противопожарной системы, повлекший жертвы, именно в результате "человеческого фактора". В результате военный суд отказал родственникам погибших на АПЛ в возмещении морального вреда и выплате денежных компенсаций. Этим решением остались недовольны как представители потерпевших, так и прокуратура.
Прокурор военной прокуратуры Сергей Коломиец по окончании процесса заявил журналистам, что надзорное ведомство намеревается обжаловать оправдательный приговор в вышестоящих инстанциях.
Оспаривать сегодняшнее решение намерены и родственники погибших. "Доказательств того, что именно человеческий фактор послужил причиной трагедии, на суде было достаточно, – сообщила Тамара Филич – вдова погибшего на АПЛ "Нерпа" старшего инженера- механика сдаточной команды Виктора Филича. – Я буду просить о пересмотре дела".
8 ноября 2008 года на АПЛ "Нерпа", еще не принятой в состав ВМФ России, во время заводских ходовых испытаний в Японском море произошло несанкционированное включение автоматизированной системы пожаротушения. В результате 20 человек погибли, еще 38 получили отравления различной степени тяжести от воздействия фреона и тетрахлорэтилена.
Всего на борту подводной лодки находились 208 человек. В числе погибших 17 гражданских лиц (членов сдаточной команды завода-изготовителя) и трое военнослужащих.
На скамье подсудимых было два человека: командир лодки Дмитрий Лаврентьев обвинялся в превышении должностных полномочий, повлекшем причинение смерти по неосторожности двум и более лицам. Следствие утверждало, что он не обеспечил обучение членов команды работе с новым оборудованием и действиям в аварийных ситуациях перед выходом лодки на испытания.
Второго обвиняемого – трюмного старшину Дмитрия Гробова – называли непосредственным виновником аварии. По версии обвинения, именно он, находясь на вахте, от скуки нажал кнопки и "запустил" систему пожаротушения. Ему было предъявлено обвинение по двум статьям УК РФ "Причинение по неосторожности смерти двум и более лицам вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей" и "Причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей".