Тема:

Юбилей Людмилы Гурченко 13 лет назад

Людмилу Гурченко будто позаимствовали из Голливуда. Реплика Григория Заславского

У Людмилы Гурченко сегодня юбилей. Народная артистка СССР, она празднует этот красный для нее день календаря премьерой фильма, который сама же и сняла как режиссер.

У Людмилы Гурченко сегодня юбилей. Народная артистка СССР, она празднует этот красный для нее день календаря премьерой фильма, который сама же и сняла как режиссер. О своей и всенародной любви к актрисе культурный обозреватель "Вестей ФМ" Григорий Заславский.

Без песенки про пять минут, это ясно, не обойдется сегодня ни один юбилейно-поздравительный сюжет. И ясный - логичный - переход к следующей мысли: с таким ярким, на все времена, дебютом и жизнь актрисы, судьба ее вполне могла бы на этих пяти минутах и остановиться, - страшно соответствовать этакой славе, навалившейся на юную тогда еще студентку ВГИКа, с курса Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Вот здесь очень важно, чтобы человеку хватило какого-то горького понимания цены успеха, любого успеха. В Гурченко кроме таланта актрисы - это сразу же видно, когда читаешь или смотришь ее интервью - хватает самоиронии, ума, именно ума - что вообще-то для актрисы редкость, тем более для актрисы, которая вот так легко - танцует, поет. Так бы - продолжая мысль - можно было проплясать, прогарцевать всю жизнь, с песенками веселыми...

Дальше - по сюжету - бы сказать: "Но жизнь ударила ее по-настоящему". Да вроде бы и нет, напротив, поздравляя актрису с юбилеем, следует признать - это по-настоящему счастливая жизнь, ведь в ней, такой легкой и танцевальной увидели трагический талант - как она замечательна в фильме Германа "Двадцать дней без войны". Какие у Гурченко глаза, в них боль такая, что сразу видно - она позволила здесь немного побыть собою, не сыграть - вспомнить свое военное детство, подключить свою память войны.

И как - через смешное, через абсолютно цирковую сцену в тесном купе проводников Эльдар Рязанов дал Гурченко сыграть всю невеселую судьбу героини Гурченко... Сама, Верунчик, сама...

И тут же хочется перебить себя, свои вдруг серьезные о ней воспоминания, - в памяти всплывают диалоги из фильма Меньшова "Любовь и голуби". Их невыразимо смешную сцену с Ниной Дорошиной - ЛЮБОВЬ И ГОЛУБИ. И как убедительно Раиса Захаровна рассказывала про сахар и соль - и то, и другое - белая смерть, только сахар - сладкая, а соль - соленая...

Слушаешь ее и не знаешь, то ли шутит, то ли всерьез говорит и стоит поверить ее женскому чутью, когда она говорит, что для каждой роли ей надо поймать точный запах, а еще - важно знать про белье.

Она - актриса, ни на кого непохожая. Непохожая ни на кого - потому что Гурченко - с точеной, сохраненной ею и сегодня фигуркой - конечно, казалась взятой напрокат - из итальянского кино, из голливудского, такая вот куколка, такая вот игрушечная, но сильная натура.

Особенность Гурченко в том, пожалуй, что будучи предельно актерской, то есть - почти во всех ролях на грани, ценящая экстравагантность во всем, в жизни - всегда экстравагантная, Гурченко одновременно и всегда, во всех ролях - настоящая, вызывающая доверие, в ее экстравагантности нет и доли фальши, она - редчайший случай - органичной эксцентрики. Достаточно вспомнить ее шансонетку Аграфену из фильма о приключениях неуловимых. Или - "Соломенную шляпку". Ах, как она хороша - и там, и там, и там...
 

Реплика культурного обозревателя на радио "Вести ФМ"