Тема:

ММКФ 12 лет назад

Джеральдин Чаплин: я предвкушаю полемику


Фото: Михаил Свешников


Фото: Михаил Свешников


Фото: Михаил Свешников


Фото: Михаил Свешников

Актриса Джеральдин Чаплин, режиссеры Амос Гитаи, Николай Досталь, Карой Макк и директор кинофестиваля в Севилье, режиссер и сценарист Хавьер Мартин-Домингес – жюри основного конкурса 33-го Московского кинофестиваля. Перед началом работы жюри Джеральдин нашла время, чтобы пообщаться с прессой.

Актриса Джеральдин Чаплин, израильский режиссер Амос Гитаи, российский режиссер Николай Досталь, венгерский режиссер Карой Макк и директор кинофестиваля в Севилье, режиссер и сценарист Хавьер Мартин-Домингес – жюри основного конкурса 33-го Московского кинофестиваля. Перед началом работы жюри Джеральдин нашла время, чтобы пообщаться с прессой.

- По какому принципу вы планируете судить и оценивать картины? Что для вас важнее всего?

- Я вообще ненавижу такие слова, как "судить", "быть судьей". Я смотрю фильмы сознанием, сердцем, глазами и вообще всем своим телом. И мне кажется, что искусство – это такая вещь, которую нельзя рационализировать. Невозможно подо все подвести основания, все объяснять логикой. Поэтому, когда я смотрю кино, я всегда очень сильно чувствую слияние с аудиторией, с обычным зрителем. И мне действительно сложно бывает потом выбрать победителя – как правило, он появляется вследствие компромисса. Я точно могу сказать, почему тот или иной фильм мне не понравился, но, чтобы объяснить, почему понравился, мне чаще всего слов не хватает.

- В команде талантливые мужчины. Как вы полагаете, они сдадутся без боя или предстоит интересное обсуждение?

- Да, действительно, меня окружает необычная команда из очень талантливых и очень разных мужчин. Высказывая свои мнения, которые, я уверена, будут очень разными, мы постараемся услышать друг друга. Мы посмотрим много довольно разных фильмов. Потому что удивительный человек Кирилл Разлогов предложил программу, даже в предисловии к которой сказано, что наши времена очень полемичны. И фильмы также полемичны, но не противоречат друг другу. Они просто находятся в разном культурном поле. Поэтому пока я предвкушаю полемику.

- Чем вам пришлось пожертвовать ради того, чтобы приехать в жюри в Москву?

- В настоящее время у меня нет никаких кинопроектов, но их было достаточно в последнее время: я снялась в пяти фильмах в прошлом году, и в этом – тоже успела сняться в одной картине. Но я оставила нечто не менее дорогое – свою семью, своих родных. Тем не менее я счастлива быть здесь.

- Каким материалом вы пользуетесь при создании своих персонажей?

- Это очень зависит то самих персонажей. Если речь идет о реально существовавших людях, то, конечно, необходимо провести какие-то дополнительные изыскания, изучить не только его биографию, но и данные о той эпохе, о том, что происходило тогда в мире. Но в том, как я работаю, всё меньше и меньше сознательных моментов, которые я могу рационально объяснить, и всё больше этот процесс становится интуитивным. Потому что как только он начинает мне нравиться, этот персонаж поселяется внутри меня. И я просто хожу с ней внутри, я думаю о ней, заучивая реплики, готовлю еду, убираю дом.

- Что вам "в наследство" оставил ваш отец, великий Чарли Чаплин?

- Быть его дочерью – это постоянная великая ответственность и перед жизнью и перед кино. И – великое счастье.

- Что для вас работа в кино?

- Преимущество кино в том, что оно может показать наше видение мира, каким мы его ощущаем.

- Что для вас важнее всего не как для актрисы, а как для женщины?

- Самое главное, это когда все дома, и все спят в своих кроватях. Тогда у меня наступает покой в душе: все рядом, еще один день закончен, все здоровы, муж дома, все прошло хорошо.


Джеральдин Чаплин Родилась в Санта-Монике, Калифорния, в семье актера Чарльза Спенсера Чаплина и его жены Уны О’Нил (дочери драматурга, нобелевского лауреата Юджина О’Нила). Окончила частную школу в Швейцарии, свободно владеет французским и испанским языками. Несмотря на то, что Джеральдина дебютировала в кино в восьмилетнем возрасте – в эпизодической роли в картине своего отца "Oгни рампы" (1952), долгое время будущая актриса мечтала о карьере в балете: окончила Королевскую балетную школу в Лондоне и некоторое время выступала на парижской балетной сцене. Первую заметную роль в кино она сыграла в фильме "Прекрасным летним утром" (1964). А первый большой успех ей принесла роль Тони в экранизации "Доктора Живаго", за которую актриса была впервые номинирована на "Золотой глобус". В 1967 году состоялся дебют Чаплин на Бродвейской сцене.

Джеральдин Чаплин можно без всякого преувеличения назвать звездой мирового кинематографа – на протяжении своей карьеры актриса активно снималась, как на родине, в США, так и в Испании, Франции и Великобритании, и работала с известнейшими режиссерами: с Жаком Риветтом ("Северный ветер" (1976) и "Любовь на траве" (1984)), Аленом Рене ("Жизнь - это роман" (1983) и "Я хочу домой" (1989)), Робертом Олтманом ("Нэшвилл" (1975), "Баффало Билл и индейцы" (1976), "Свадьба" (1978)), Мартином Скорсезе ("Эпоха невинности", (1995)), Франко Дзеффирелли ("Джейн Эйр" (1996)).

Один из наиболее плодотворных периодов в карьере Чаплин связан с ее многолетним сотрудничеством с испанским режиссером Карлосом Саурой: Чаплин появляется в таких известных его работах, как "Анна и волки" (1972), "Выкорми ворона" (1975), "Элиза, жизнь моя" (1977), "С завязанными глазами" (1978). В 1992 году актриса исполнила роль своей бабушки – Ханны Чаплин – в биографической картине Ричарда Аттенборо "Чаплин" и за эту роль была удостоена одной номинации на "Золотой глобус". На сегодняшний день фильмография Чаплин насчитывает более ста кинокартин.

Одна из недавних ее работ – в мистическом триллере Хуана Антонио Байоны "Приют" (2007) – в очередной раз продемонстрировала уникальный талант Чаплин создавать на экране живые, яркие образы вне зависимости от объема роли: за небольшую роль женщины-экстрасенса актриса была удостоена ряда наград. В числе наград Джеральдины Чаплин также есть престижная премия "Гойя" за роль в картине "Город без границ" (2002), призы кинофестивалей в Мюнхене, Париже, приз кинофестиваля в Малаге как лучшей актрисе второго плана в картине "Зачем нужен медведь?," награда Французской республики "Орден искусств и литературы" и медаль короля Испании Хуана Карлоса I "За достижения в области изящных искусств".