Тема:

Визит Медведева в Италию 14 лет назад

Архиепископ Иларион: мы ждем от Ватикана конкретных шагов

На этой неделе Россия установила полноценные дипломатические отношения с Ватиканом, где располагается резиденция главы католиков. Глава отдела внешних церковных связей РПЦ архиепископ Иларион в интервью "Вестям" рассказал о межцерковном диалоге между православными и католиками.

На этой неделе Россия установила полноценные дипломатические отношения с Ватиканом, где располагается резиденция главы католиков. Глава отдела внешних церковных связей РПЦ архиепископ Иларион в интервью "Вестям" рассказал о межцерковном диалоге между православными и католиками.

- Сегодня годовщина кончины Патриарха Алексия. Для нас, людей светских, он запомнился как общественный и политический деятель. Каково его наследие с точки зрения Церкви?

- Каждый человек, особенно человек такого масштаба и такой должности, входит в историю либо со знаком плюс, либо со знаком минус. Патриарх Алексий - это человек, о котором можно с абсолютной уверенностью сказать, что он вошел в историю со знаком плюс и оставил огромный след в истории Русской церкви. Давайте вспомним, какую церковь он получил в наследие. Это была церковь, ослабленная десятилетиями гонений, церковь, у которой не было своего места в обществе, которая существовала в гетто, только в самые последние годы или даже месяцы жизни Патриарха Пимена, церковь стала выходить из этого гетто.

Ведь патриархи, которые были предшественниками Алексия II - это были затворники, это были люди, которых мало кто видел, по телевизору они не появлялись. Их видели в храмах, которые они посещали. Патриарх Алексий объездил всю Россию, он объездил всю Русскую православную церковь. Он совершил большое количество церковных визитов. При нем церковь выросла многократно. Если было примерно 6000 приходов, то сейчас около 30000, было 18 монастырей, а сейчас более 800. Было три духовных школы, сейчас их более 50. То есть совершенно колоссальный количественный рост Церкви и качественные изменения в ее жизни. В этот сложнейший период нашей истории РПЦ сохранила свое единство, несмотря на то, что очень много было сил, которые хотели это единство расколоть.

- Еще больше расширилось благодаря тому, что произошло объединение с Русской православной церковью за рубежом.

- Конечно, может быть, последнее великое деяние Алексия II - это воссоединение в 2007 году церкви. Это как бы увенчание объединительной деятельности покойного святейшего Патриарха.

- Я представил вас как главу отдела внешних сношений. До этого пост занимал нынешний Патриарх Кирилл. В переводе на светский язык, вы министр иностранных дел в РПЦ. B этой связи вопрос об отношениях России и Ватикана и об установлении дипломатических отношений. Что это значит для межцерковного диалога?

- Можно только приветствовать этот шаг российского государства. В межцерковных отношениях есть проблемы, которые нужно решать иным путем, иными средствами, которые не решатся установлением дипломатических отношений.

Русская православная церковь – а она является не только церковью России, но и церковью Украины, Белоруссии, Молдавии, стран Балтии, государств Средней Азии - находится в постоянном диалоге с Римской католической церковью, и существуют те проблемы, которые мы должны решать. Прежде всего, это проблемы западной Украины, где до сих пор сохраняется напряженность во взаимоотношениях между православными и греко-католиками.

- Папа римский в очередной раз встретился с президентом нашей страны. А встреча папы римского с Патриархом РПЦ может состояться в обозримом будущем?

- Я в сентябре был в Ватикане, встречался с Бенедиктом XVI, мы беседовали по всему спектру проблем, которые существуют между нашими церквами, этот вопрос тоже был затронут. Наша позиция остается неизменной уже много лет. Мы возможность такой встречи никогда не исключали. Об этом говорил и покойный святейший Патриарх Алексий II, об этом говорит нынешний Патриарх Кирилл: эта встреча должна быть хорошо подготовлена и снято существующее напряжение.

Мы ожидаем от Ватикана конкретных шагов, которые бы показали, что есть желание идти навстречу, есть желание залечить те раны, которые были нанесены тяжелейшим периодом начала 90-х годов, когда более 500 православных храмов были насильственно захвачены греко-католиками, а православные верующие были оттуда изгнаны. И мы предлагаем конкретные пути решения тех проблем, которые существуют.