Тема:

Совет Россия-НАТО 14 лет назад

Рогозин: натоцентризм – это отрыжка холодной войны

Постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин прокомментировал произнесенную Хиллари Клинтон речь о будущем Североатлантического альянса. Он заявил, что не увидел конкретных предложений по развитию сотрудничества и обвинил США в построении глобальной системы американского доминирования.

Постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин прокомментировал произнесенную Хиллари Клинтон речь о будущем Североатлантического альянса. Он заявил, что не увидел конкретных предложений по развитию сотрудничества между Москвой и НАТО в предложениях Клинтон. "На мой взгляд, выступление госпожи Клинтон не отвечает на те вопросы, которые Москва неоднократно ставила перед американскими и натовскими партнерами", – заявил Рогозин.

Представитель России заметил, что внесение президентом РФ проекта договора о европейской безопасности для изучения партнерами в Европе связано с желанием России пересмотреть "правила европейского общежития", которые сложились после распада Варшавского договора и Советского Союза. "Нас эти правила устроить не могут. Однобокий мир, натоцентризм, спонтанное расширение альянса на восток, отказ признавать принцип неделимости и безопасности, учитывать интересы России и ее партнеров – это отрыжка холодной войны", – подчеркнул Рогозин. По словам постпреда, России нужен не косметический ремонт одной из организаций евроатлантического партнерства, в частности, ОБСЕ, а "действительно равноправный, устойчивый и вечный мир в Европе".

При этом Рогозин считает, что Вашингтон вряд ли пойдет на равноправное партнерство в случае создания совместной с Россией противоракетной обороны. "Мы все-таки хотели бы понять, действительно ли США собираются на кнопке применения ПРО держать не только свой палец, но и палец своих партнеров. Я лично в этом очень сильно сомневаюсь", – заявил Рогозин в ответ на заверения Клинтон о поддержке идеи приглашения России к созданию совместной с НАТО системы противоракетной обороны. По словам Рогозина, в вопросах ПРО, в том числе партнерского участия в создании системы, слишком много неясностей. "Мы предлагали изначально двигаться по определенной, всем понятной логике", – заметил постпред. По его мнению, здесь должно быть, как минимум, четыре этапа, причем создание ПРО – последний шаг.

Сначала, по мнению Рогозина, надо позаботиться об определении ракетных угроз. "Должен быть совместный обзор, который выявит эти угрозы и те вызовы, которые существуют, в частности, в области распространения ракетных технологий и возможности доставки с помощью баллистических ракет оружия массового уничтожения, – сказал постпред. – После того, как мы совместно определимся, кто нам угрожает, когда такая угроза может стать реальной, с какого направления и какие возможные действия для преодоления этой угрозы, только тогда мы должны перейти ко второму этапу".

Второй этап, по его словам, предполагает применение мер политического и дипломатического воздействия на страну, являющуюся нарушителем в этой области. "Если это не работает, вступает в силу третий этап – экономическое давление на страну-нарушителя, – сказал постпред. – И только если все эти три шага не дали никакого результата, тогда можно говорить о сотрудничестве в металле, то есть о создании коллективной системы ПРО". Однако, как считает Рогозин, логика действий партнеров России, прежде всего США, несколько иная. "Они сначала договариваются в двустороннем формате с кем-то из европейцев, южных или балтийских, причем об этом мы узнаем из СМИ, что не очень похоже на партнерский подход", – подчеркнул он. "То есть совершенно очевидно, что в политике по ПРО натовские партнеры телегу ставят впереди лошади", – считает Рогозин.

"Партнерство по-натовски в вопросе ПРО заключается в одном: страны-партнеры должны предоставлять свои возможности, и прежде всего свою территорию, для размещения американских систем ПРО. У России такого рода сотрудничество вряд ли вызовет оптимизм, – сказал постпред. – Поэтому мы еще раз просим не только словами, но, прежде всего, делами доказать, что в рамках ПРО Вашингтон готов на реальное серьезное сотрудничество".

Рогозин напомнил, что 3 марта в Брюсселе в Совете Евроатлантического партнерства состоится брифинг американских представителей во главе с послом США при НАТО Иво Даалдером, на котором, как ожидается, будут изложены планы США по развитию ПРО. "Так что, говоря о предложениях госсекретаря США, могу лишь заметить: слова звучат действительно ласкающие ухо, однако мы хотели бы определиться по реальным действиям, а не по словам", – подытожил постпред.

Комментируя речь Клинтон, Рогозин также заявил, что Россия не будет входить в Североатлантический альянс, так как там установлена монополия США: "Если НАТО не подлежит реформированию и будет развиваться как глобальная система американского доминирования, то в такую вашингтоноцентричную систему Российская Федерация вступать никак не может".

По мнению Рогозина, у НАТО, тем не менее, есть шанс пройти через глубокую эволюцию и вместе с другими партнерами превратиться в действенную систему, обеспечивающую безопасность в Европе и мире. "Тогда все эти заявления наших западных партнеров могли бы вызвать гораздо больший интерес в самых разных столицах", – заявил он.

Сегодня, добавил постпред, при сохранении 5-й статьи Вашингтонского договора, то есть статьи о коллективной обороне, "НАТО превращается в мирового полицейского, который готов защищать интересы Запада далеко за пределами географии собственной ответственности. Все это очень тяжело увязать с такого рода комплиментарными заявлениями о перспективах российского участия в этой организации".

Если тенденция не изменится, то, по словам Рогозина, у России остается только одна перспектива – создавать гибкие коалиции для обеспечения собственной безопасности, а также участвовать в отдельных программах НАТО – там, где наши интересы могут объективно совпадать. При этом, заявил Рогозин, Россия в определенной ситуации должна действовать как мировой игрок-одиночка. Что же касается возможных коалиций, то участие в них предполагает решение каких-то конкретных задач, в том числе по снятию напряженности или нейтрализации определенных угроз, пояснил постпред.

Рогозин считает, что не следует забывать и о том, что у России есть свои союзнические обязательства в рамках ОДКБ. "Эта организация способна, действуя на коллективной основе, отбивать те угрозы, которые идут с южного направления, а также влиять на ситуацию вокруг Афганистана", – сказал он. Более того, именно "афганский вопрос" показывает, что ОДКБ в ближайшем будущем может стать той самой структурой, которая, защищая интересы входящих в нее стран, одновременно будет сдерживать экстремистские угрозы, направленные против всего Северного полушария, уверен представитель России в НАТО.

Госсекретарь США Хиллари Клинтон, выступая в Вашингтоне с речью, которая была посвящена будущему Североатлантического альянса, заявила, что НАТО и Россия должны объединить усилия в разработке системы противоракетной обороны. Комментируя предложения президента РФ Дмитрия Медведева по поводу новой архитектуры безопасности, она сказала, что в подписании каких-то новых договоров нужды нет. Отвечая на вопрос, можно ли представить, что в будущем Россия станет членом НАТО, Клинтон заметила: "Я-то могу представить, но не уверена, что русские могут себе это представить".