"Аэрофлот" вернул похищенные Борисом Березовским деньги

Схема аферы была несложная. Вся валютная выручка "Аэрофлота" аккумулировалась в Швейцарии на счетах фирмы "Андава". Под видом платы за услуги, запчасти, рекламу, деньги перечисляли на счета подставных компаний. Оттуда - другим фирмам-однодневкам.
Схема аферы была несложная. Вся валютная выручка "Аэрофлота" аккумулировалась в Швейцарии на счетах фирмы "Андава". Под видом платы за услуги, запчасти, рекламу, деньги перечисляли на счета подставных компаний. Оттуда - другим фирмам-однодневкам.
В одном из громких уголовных дел в отношении Бориса Березовского поставлена точка. Деньги "Аэрофлота", похищенные олигархом и его подельниками почти 15 лет назад, теперь возвращены компании. Речь идёт о сумме в 52 миллиона долларов.

В одном из громких уголовных дел в отношении Бориса Березовского поставлена точка. Деньги "Аэрофлота", похищенные олигархом и его подельниками почти 15 лет назад, теперь возвращены компании. Речь идёт о сумме в 52 миллиона долларов. В своё время эти деньги, по поручению российской генпрокуратуры, были заблокированы на счетах швейцарской компании "Андава", подконтрольной Березовскому.

Представители Аэрофлота говорят, решение для нас приятное и ожидаемое. Конечно, главное сделала генпрокуратура, но и "Аэрофлот" насколько возможно участвовал в процессе на заключительном этапе.

"Мы участвовали в работе с судебными властями Швейцарии, мы представляли те документы, которые от нас требовали судебные инстанции. Поэтому мы просто выполняли роль клиента, которому должны вернуть деньги, отвечая на те вопросы, которые нам задавали", – отметил вклад компании в объективное расследование уголовного дела генеральный директор ОАО "Аэрофлот – Российские авиалинии" Виталий Савельев.

Скандальное дело о том, как Борис Березовский увёл в оффшор деньги государственной авиакомпании, расследовали восемь лет, с 1999-го по 2007-й. 90-е годы не зря получили название "лихих". Тогда осуществлялись самые, казалось бы невероятные аферы и мошенничества. Но даже по меркам тех лет дело "Аэрофлота" было вопиющим. В 99-м в Генпрокуратуру попали сведения, что деньги авиакомпании выводятся за рубеж.

Схема была несложная. Вся валютная выручка "Аэрофлота" аккумулировалась в Швейцарии на счетах фирмы "Андава". Объяснялось, что так легче контролировать доходы и расходы компании. Под видом платы за услуги, запчасти, рекламу, деньги перечисляли на счета подставных компаний. Оттуда – другим фирмам-однодневкам, так по несколько раз. В итоге они попадали, как утверждает следствие, в руки Бориса Березовского, Николая Глушкова – тогдашнего коммерческого директора "Аэрофлота", и Александра Красненкера – на тот момент заместителя генерального директора компании.

Обоих на должности назначили по протекции Березовского. Часть денег, заработанных "Аэрофлотом", выдавали ему же в виде кредитов. В 2007 году, когда Генпрокуратура завершила дело, представители авиакомпании заявили, что будут добиваться возврата денег. Швейцарская прокуратура ещё в 1999-м обязала банки выдать сведения о перемещении денег из "Андавы". Так и вычислили, куда и кому они уходили. С этих счетов их сейчас и забирали.

"Опыт сотрудничества с Швейцарской Конфедерацией, в результате которого удалось возместить потерпевшим причинённый материальный ущерб, позволяет нам продолжать дальнейшую работу по розыску имущества, которое было похищено Борисом Березовским и его сообщниками, по принятию мер по наложению ареста на него, и, соответственно, принимать меры по дальнейшему возврату потерпевшим", – поясняет заместитель начальника управления экстрадиции Главного управления правового сотрудничества генеральной прокуратуры России Вадим Яловицкий.

Борис Березовский уехал в Лондон в 2001 году, как раз перед тем, как Генпрокуратура предъявила ему обвинения в хищении валютной выручки "Аэрофлота". И олигарх британским властям объяснял – дело пустое и сфабрикованное. Так что решение швейцарского суда, что 52 миллиона надо вернуть "Аэрофлоту", – это не просто справедливое завершение истории. Это, по сути, признание того, что политики в деле нет никакой, а есть одно сплошное мошенничество и надувательство. И это для Бориса Березовского, надо полагать, печальней остального.