Российских специалистов в Индонезии могли отравить конкуренты "Сухого"

В крови трех российских инженеров, погибших в Индонезии, обнаружен метанол √ простейший одноатомный спирт, высокотоксичный для людей
Трое россиян умерли в Индонезии в один день. Инженеры авиахолдинга "Сухой", обслуживающие поставляемые в эту страну самолеты, были найдены мертвыми. Однако причины смерти, несмотря на произведенное вскрытие, до сих пор не ясны.

Трое россиян умерли в Индонезии в один день. Инженеры авиахолдинга "Сухой", обслуживающие поставляемые в эту страну самолеты, были найдены мертвыми. Однако причины смерти, несмотря на произведенное вскрытие, до сих пор не ясны. Индонезийцы говорят об отравлении алкоголем, российские коллеги погибших не исключают намеренное отравление. В ситуации разбиралась корреспондент радио "Вести ФМ" Ольга Беляева.

Беляева: По предварительным данным медицинской экспертизы, российские специалисты умерли от сердечного приступа или удушья. Первые исследования состояния желудка, печени и почек показали наличие в организме погибших крайне токсичного вещества - метанола. Его еще называют техническим спиртом. При употреблении внутрь он воздействует на нервную и сосудистую системы организма. Прием 10 миллилитров этого средства приводит к тяжелому отравлению, а более 30 - к летальному исходу.

Эксперты отмечают, что на фоне запретов спиртного рынок "черного" алкоголя существует во всех мусульманских странах. И нередко приезжие становятся его жертвами. В прошлом году в Судане сотрудники российской фирмы, обслуживающей вертолеты, купили у местных жителей алкоголь, продававшийся под видом виски, и погибли. Неудивительно: отличить местный розлив от фирменной бутылки очень трудно, предупреждает директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров.

Сафаров: Конечно, они произведены на месте, не соответствуют никаким стандартам качества, но все этикетки сохранены, и такое впечатление, что произведены в России или завезены из Европы. Человек абсолютно не отличает, скажем, пиво "Балтика" - оно произведено в России или на месте.

Беляева: В НПО "Сухой" версию алкогольного отравления своих сотрудников отвергают. "У них не тот возраст (погибшим было за 50), чтобы пить всякую гадость и экономить на здоровье". Кстати, вопрос "пить или не пить?" стоит не только перед россиянами, рассказал нам член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко.

Малашенко: В 70-80-е годы американцы работали в этих странах, и у них в контракте был оговорен такой пункт: ввоз национальных продуктов питания. Это виски. У нас таких договоров нет, но наш богатейший еще советский опыт позволяет находить какие-то паллиативы против тотальных алкогольных запретов.

Беляева: На Родине наши соотечественники никаких рекомендаций не получают, подтвердила нам исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.

Ломидзе: Никаких официальных рекомендаций Минздрава и других ведомств, связанных с применением алкоголя, для того, чтобы обезопасить свою жизнь, у нас не существует. Но есть расхожее мнение, и небезосновательное, кстати говоря, что алкоголь - лучший способ дезинфекции. Исходя из этого, наши граждане активно его применяют и внутрь, и снаружи, если надо.

Беляева: Действительно, неблагоприятная санитарная обстановка в этих странах, вода, насыщенная болезнетворными бактериями, вынуждает прибывающих иностранцев принимать алкоголь в качестве дезинфекции. При этом легальное спиртное если и продается, то только в специализированных магазинах и стоит очень дорого. Но работающие в мусульманских странах люди находят выход, рассказал Алексей Малашенко.

Малашенко: Есть очень дорогие напитки, в основном, виски. И местная интеллигенция, и элита их употребляет в посольствах на приемах. Правда, там это не приветствуется, все друг за другом следят. Но тем не менее те же посольские работники время от времени создают условия, чтобы можно было выпить.

И еще одна версия случившегося в Индонезии - российских специалистов могли отравить конкуренты "Сухого". Россия закрепляется на военно-техническом рынке этой страны и на вооружении ее ВВС находятся уже 9 самолетов российского производства. Последняя партия поступила как раз на прошлой неделе.