Тема:

Cirque du Soleil в России 13 лет назад

Цирк "Дю Солей": чудо – это нормально

Чтобы создавать чудо на сцене, им приходиться творить вот уж действительно чудеса на тренировках. Люди, которые умеют летать, оттачивают мастерство буквально целыми днями. Глобальный цирк, бродячий театр, театрально-акробатическое шоу с эквилибристикой – "Дю Солей", пожалуй, всё это вместе.

Чтобы создавать чудо на сцене, им приходиться творить вот уж действительно чудеса на тренировках. Люди, которые умеют летать, оттачивают мастерство буквально целыми днями – на батутах и специальных тренажёрах. Глобальный цирк, бродячий театр, театрально-акробатическое шоу с эквилибристикой – "Дю Солей", пожалуй, всё это вместе.

Здесь абсолютно нормально, когда на большой высоте, балансируя по тросу, актёр идёт вверх ногами и держит в руках подсвечник, а демоны любви беснуются на гигантских люстрах. Импровизация возможна, но в определённых рамках. За каждым шоу наблюдает представитель режиссёра, который проводит мастер-классы и следит за выполнением драматургии.

Джеймс Танабе, артистический директор шоу Corteo, говорит: "Что касается акробатической составляющей – какая импровизация, если девушка летит, и её надо поймать? При этом очень сильная театральная часть. Мы должны оставаться человечными, хрупкими, и вот здесь импровизация возможна и приветствуется".

В цирке "Дю Солей больше 20 творческих групп, одновременно гастролирующих с разными шоу по всему миру. Кафтаны и платья в стиле начала прошлого века для Corteo – спецзаказ из Монреаля. Каждое платье индивидуально и создавалось под сценический образ героя, притом что важна каждая деталь плоть до пуговиц и манжет, чтобы в образе не было даже намёка на искусственность.

Жюли де Каруфель, старший костюмер шоу Corteo, поясняет: "К сожалению, магии здесь нет, это огромная работа. Костюм появляется не так как в "Золушке" – костюмы создавались вместе с шоу, и это неотъемлемая часть шоу. Платье – это и есть сценический образ, а если тело актёра меняется в ходе тренировок, мы обязательно подкраиваем под него и сам костюм".

После гастролей в Санкт-Петербурге в Казань цирк приехал на 60 трейлерах. Главный шатёр установили всего за один час, а вся передислокация цирка весом в тысячу тонн заняла полторы недели. Гримёрные, костюмерные, прачечные и столовая с кухней располагаются в грузовиках и натяжных шатрах. Для актёров готовят лучшие повара Европы. Меню строго рационное, почти что спортивное. На вопрос, кто он больше – актёр или акробат, – вряд ли кто-то из них сможет ответить. Здесь каждый должен уметь делать всё и быть одновременно и клоуном, и эквилибристом, музыкантом, танцором и певцом.

Дмитрий Арнаутов, главный тренер по акробатике шоу Corteo, рассказывает: "Это синтез акробатики и артистизма. В целях безопасности я больше внимания уделяю технике".

Актёры становятся в круг и проводят тренинг на внимательность: задача – предугадать, кто и кому будет кидать деревянный шест. Здесь нет в привычном понимании репетиций и прогона всего шоу, ведь актёры должны буквально жить на сцене. В "Дю Солей" нет отдельных номеров, ведь это театр, летающий театр с сюжетом, историей и конфликтом".

Канадская спортсменка, призёр олимпийских Игр, а теперь актриса цирка Ивонн Туссек перед каждым спектаклем словно впервые демонстрирует актёрам секреты игры на бокалах. "У нас есть актёры-постановщики, которые помогают новым актёрам вжиться в роль и в то же время играют и сами. Я капитан, то есть моя задача – следить за правильным выполнением ряда эпизодов", – говорит она.

В Казани "Дю Солей" пробыл больше месяца, и через несколько дней бродячий цирк свернёт шатры, разберёт передвижные механизмы сцены и упакует свои костюмерные. По программе тура до европейских городов шоу Corteo на несколько недель заедет в Москву.

"Дю Солей" – в классическом понимании цирк-шапито. Как и в средние века, чудо-люди, умеющие летать, лилипуты, силачи и волшебники разбивают свои шатры в центре европейских городов, собирая аншлаги. В "Цирке Солнца" чудо становится абсолютно нормальным явлением. А сами участники шоу Corteo называют детским сновидением, которое увидят сотни тысяч людей во всей Европе за несколько лет, пока будет проходить традиционно длительный тур.