Тема:

Выборы в Афганистане 14 лет назад

Государственность по-афгански: не до жиру – быть бы живу

Инаугурация президента Афганистана Хамида Карзая пройдет во дворце Арг в Кабуле в условиях беспрецедентных мер безопасности
Инаугурация президента Афганистана Хамида Карзая пройдет во дворце Арг в Кабуле в условиях беспрецедентных мер безопасности
Хамид Карзай остался президентом Афганистана, страны, не производящей ничего кроме героина, "государства-призрака" в том смысле, что государственностью там практически не пахнет, несмотря на гигантские усилия Запада, в частности США.

Хамид Карзай остался президентом Афганистана, страны, не производящей ничего кроме героина, "государства-призрака" в том смысле, что государственностью там практически не пахнет, несмотря на гигантские усилия Запада, и в частности США. Удастся ли Карзаю переломить ситуацию, и насколько это от него вообще зависит? В интервью Вестям.Ru своим мнением по данному вопросу поделился главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Георгий Мирский.

"Карзай хотел бы переломить ситуацию, естественно, – считает Мирский. – Он же понимает, как к нему относятся. Как он ни хорохорится, ясно, что он – человек непопулярный. Что он утратил тот престиж, и так не очень-то большой, который у него был несколько лет тому назад, когда его в первый раз выбрали президентом. История с выборами в первом туре совершенно некрасивая. И не более красивая история со вторым туром. Когда отказался от участия Абдалла. Что, конечно, не вина Карзая, но, тем не менее, получилось, что значительная часть народа не признает его легитимным президентом".

Но это само по себе не так страшно, полагает эксперт. Ну, не признают и не признают. В конце концов, никто из-за этого не устроит революцию. Есть беда пострашнее – коррупция. Как с ней справиться в стране, где она цветет по-настоящему пышным – махровым цветом?

"В Афганистане почвы для коррупции гораздо больше, чем, скажем, в России. Потому что власть правительства распространяется только на самые крупные центры. Страна разделена на удельные вотчины отдельных сильных людей. Каждый у себя хозяин, – рассказывает Мирский. – Кроме того, это страна, в которой колоссальную роль играет проблема наркотрафика. Этим занимаются все, кому не лень. Опийный мак – его же повсюду крестьяне культивируют. И в тех районах, где войска НАТО, и там, где талибы. Разница только в том, что натовские силы с этим борются, насколько возможно. Но от них очень мало зависит – чем они могут заменить мак? Крестьянин от выращивания мака получает в 10 раз больше, чем от чего-либо другого. Что тут сделаешь? А талибы на той территории, где они хозяйничают, с этого имеют огромные деньги. Это один из основных источников их доходов".

"Кроме того, вокруг Карзая люди, с неоднозначной, мягко говоря, репутацией, – отмечает эксперт. – Взять того же узбекского генерала Рашида Дустума, по которому веревка давно плачет. Он сначала воевал вместе с советской армией против моджахедов, потом перешел на их сторону. Потом во всех войнах участвовал – туда-сюда. Он настоящий бандит и отморозок, но очень популярен среди афганских узбеков. А Карзай-то ведь пуштун – нужна поддержка узбеков и таджиков. А там, к сожалению, вот такого рода самые нечистоплотные люди пользуются влиянием. Опять же – почему? Что там так сильно любят Рашида Дустума? Да он наворовал в свое время столько, что под его руководством не просто вооруженные силы – у него огромные деньги, и оно подкупает, кого хочет. Подкупает вождей племен".

Итог не радостный. Такие люди везде, и очень трудно с ними что-то делать, потому что, фактически, они опираются на традиции. Больше половины населения Афганистана составляют пуштуны. У них племенная система. Они испокон веков так живут – вожди, старейшины племен, которые, как показал опыт и нашей войны там и последующих войн, за деньги запросто перейдут то на одну, то на другую сторону. Как на них можно положиться? А вместе с тем, в течение многих лет быт и традиции настолько налажены, что тут тоже ничего не сделаешь. Советский Союз и его афганские друзья, как известно, погорели на том, что совершенно не учитывали традиции. Они стали отбирать землю богатых собственников и передавать бедным. А ислам запрещает брать чужую собственность. И так далее.

"В общем, это сложившееся патриархальное племенное клановое общество, и для того, чтобы вообще его перестроить, требуется очень долгий срок. Поддержанные СССР афганские леваки, устроившие революцию в 1978 году, думали, что быстро перетащат Афганистан из феодализма в социализм. Это смешно. Точно также сейчас думают, что там можно построить демократию. Конечно, если у американцев и были такие надежды, то сейчас они рухнули. Сейчас на это не замахиваются – лишь бы было более или менее стабильное правительство, был бы порядок, армия, полиция. Чтобы можно было через какое-то время наметить хотя бы ориентировочный срок для ухода", – заключает Георгий Мирский.