Тема:

70-летие Лео Бокерии 14 лет назад

Лео Бокерия выделил всего час на юбилей

Выдающийся кардиохирург – Лео Бокерия – отмечает 70-летие. Поздравительные телеграммы юбиляру направили президент и премьер. Сам академик даже в таком почетном возрасте, и даже в свой день рождения, – в операционной. На его счету – тысячи спасенных жизней – детских и взрослых.

Выдающийся кардиохирург – Лео Бокерия – отмечает 70-летие. Поздравительные телеграммы юбиляру направили президент и премьер. Сам академик даже в таком почетном возрасте, и даже в свой день рождения, – в операционной. На его счету – тысячи спасенных жизней – детских и взрослых. Бакулевский центр, который возглавляет Лео Бокерия, называют еще "Домом сердца".

Полвосьмого утра. Москва еще только просыпается, а доктор Бокерия уже на работе. Вот уже полтора десятка лет – с тех пор, как возглавляет Бакулевский центр сердечно-сосудистой хирургии, он живет по одному графику. С утра академик раздает указания подчиненным, потом подряд – несколько операций. Как правило, это самые сложные случаи, от которых другие отказываются.

"Я делаю все транспозиции, общеаортальные стволы, операцию Росса – сложные операции и, конечно, если какие-то больные лежат в отделениях, в которых я являюсь научным консультантом", – рассказывает директор научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева, академика РАМН Лео Бокерия.

Он помнит самую первую свою операцию, когда еще будучи ординатором, удалил больному аппендицит. С тех пор за 40 с лишним лет успел переделать всё, что только можно найти в атласе сердечно-сосудистой хирургии. Бокерия давно сбился со счета, который уже идет на тысячи.

Сегодня – еще две операции. У одного из пациентов сердце настолько деформировано, что его нужно фактически реконструировать. В какой-то момент ритм сбивается. Приходится применять дефибриллятор.

11 часов. Соседняя операционная. Приобретенный порок сердца, который привел к сильнейшей аритмии. На этот раз для вмешательства сердце останавливают и охлаждают стерильным льдом до 20 градусов. Казалось бы, в профессии, где от тебя каждый раз зависит чья-то жизнь, нельзя не быть суеверным. Но для Бокерии его единственная примета – это точное следование раз и навсегда заведенному порядку, в котором всё расписано по пунктам. Да и волнение ему давно уже неведомо.

"По большому счету не могу сказать, что я так как-то очень волнуюсь, – говорит Лео Бокерия. – Просто продумываю, как остановить сердце лучше. Две возможности бывает – либо прямо, либо через аорту, либо можно через венозную систему".

Со своими пациентами ему не всегда удается пообщаться. Вот и Игорю Кирсанову из Орловской области сказали только, что его бумаги посмотрел Бокерия и собирается сам делать операцию. Она длилась почти 9 часов. И вот теперь Игорь смог лично отблагодарить хирурга.

Для Тамары Сатуевой самое страшное теперь тоже осталось в прошлом. Два месяца назад ее привезли сюда почти бездыханной. Теперь она носит сердце на поясе – механическое сердце – и ждет своей очереди на пересадку.

Доктор Бокерия спешит. Ему еще нужно успеть на совет Общественной палаты, а в свободное от врачебной практики время академик пытается организовать сбор средств для детей – тех, кому нужна срочная операция.

В плотном предпраздничном графике нет никаких юбилейных скидок. Вот и в день рождения Лео Антонович попросил поставить ему три операции и ученый совет, оставив на поздравления лишь час.