Дым от горящей в Якутии тайги добрался до Челябинска. В Иркутске и Красноярске из-за плохой видимости задерживались авиарейсы. Смог в Сибири и на Урале был связан с атмосферным блоком.
Ситуация нормализовалась, когда в регион вторгся дождливый циклон. На неделе тонули Новосибирск и Барнаул. Но в данном случае непогода – во благо. Осадки "вымывают" вредные примеси из приземного слоя воздуха. В четверг фронт достиг берегов Енисея и выгнал оттуда облака гари.
- Вот так, прибыли в аэропорт Красноярска. Все в тумане. Самолет, скорее всего, задержат. Ничего не видать...
Мегаполисы Сибири в густом тумане. Только от этого тумана режет глаза и хочется кашлять. А еще – не летают самолеты...
"Наблюдается сильное задымление. Вчера и сегодня к этому прибавился еще и сильный густой утренний туман. Задерживаются практически все утренние рейсы. До 30 рейсов в день. Но, примерно к обеду или к вечеру, все рейсы выполняются", – пояснил Дмитрий Тронин, начальник пресс-службы аэропорта Красноярска.
- Вызывайте полицию! Вызывайте полицию сюда!
Проводники просят выйти из салона, но пассажиры отказываются и остаются на своих местах. Можно сказать, бунт на борту рейса авиакомпании "Якутия", который случился из-за сильной задержки вылета, причем, двойной. Сперва – сутки в Якутске, затем – уже в Новосибирске – запланированная короткая остановка превратилась в многочасовое утомительное ожидание.
"Это – основание для вынужденного возврата, это святое право для каждого пассажира отказаться от перевозки, сдать билет, не потеряв при этом никаких денег", – пояснил Андрей Егоров, генеральный директор авиакомпании "Красавиа".
Авиакомпании теряют деньги, а люди – драгоценное время. Но плана "Б" в такой ситуации нет и быть не может. Дым мешает самолетам и садиться и взлетать. На взлете, к примеру, опасность представляет сама сажа в воздухе.
"Двигатель должен дышать кислородом, в этом главная проблема. Горит кислородно-топливная смесь, и, если кислорода недостаточно, то падает тяга двигателя, а это значит, что самолет может не разогнаться, не взлететь", – рассказал Роман Гусаров, руководитель портала Avia.ru.
А вот при посадке на первый план выходит ухудшение видимости.
Эксперты говорят: в теории опытный пилот способен посадить самолет только по приборам, но для этого аэродром должен быть оснащен специальными сигнальными средствами или лазерными курсовыми маяками. То есть относиться к наивысшей, третьей, категории, установленной Международной ассоциацией гражданской авиации. Увы, таких в России всего полдюжины.
"Расписание в авиакомпаниях составляется таким образом, что из пункта "А" летят в пункт "Б", потом летят в пункт "Ц". Вот так самолет круглые сутки летает по городам России. Один сбой произошел, не сумел сесть самолет из-за сильного дыма от горящей тайги, второй самолет, сразу все, что строилось за ним, нарушается. И пошли задержки", – пояснил Олег Смирнов, член общественного совета по гражданской авиации Ространснадзора, заслуженный пилот СССР.
Челябинск и Якутск разделяют 4 тысячи километров, но для облаков сажи это не расстояние. В начале недели дым от пылающей на Дальнем Востоке тайги накрыл города Урала.
Из-за смога критически сокращалась видимость и в Югре. Вот в Сургуте даже свет от рекламного экрана с трудом пробивается сквозь густое марево.
На пике количество населенных пунктов, оказавшихся в зоне задымления в Красноярском крае, доходило до 1200. А в Иркутской области – до 700.
- Прям туман, частички. Фонарем наводишь, светишь – прям все-все в тумане!
Кадры, якобы, с берегов Байкала. По мнению автора видео, эта черная субстанция ничто иное как сажа, осевшая на воде! Почему же дым из Якутии разнесло по всей азиатской части России?
Ответ – на космоснимках. Всю неделю в атмосфере региона разворачивается битва гигантов. Огромный циклон уперся в очаг повышенного давления над Республикой Саха. Медленно смещаясь на восток, ненастный вихрь, как пылесос, втягивал в себя дым от пожаров. Поскольку воздух в циклоне циркулирует против часовой стрелки, облака гари несло на Таймыр, в Западную и Южную Сибирь. Сейчас атмосферный блок "пробит". Антициклон начал отступать в акваторию Охотского моря.
В Якутске первые грозовые дожди в воскресенье. Они ознаменуют кардинальное изменение погодного тренда – в последующие дни в городе выпадет две трети месячного объема влаги. И после тридцатиградусной жары преобладающая дневная температура на следующей неделе +20...+25. То есть условия для распространения огня будут менее благоприятными.
Часто приходится слышать, что из-за природных пожаров в Якутии разрушается вечная мерзлота. Но здесь, на самом деле, не все так просто.
Термическому воздействию подвергаются не собственно многолетнемерзлые породы, а расположенная сверху "теплоизоляция" – слой мха и погибших растений. Все это сгорает. В результате глубина сезонного протаивания мерзлоты увеличивается сразу на 1,5-2 метра. Так может продолжаться 8-10 лет. Пока не поднимется новый лес. После этого опять начинается "заморозка". Чтобы полностью залечить раны, природе требуется иногда больше века. Но факт – нанесенный пожарами ущерб обратим. Вопреки укоренившемуся мнению, кое-где в Якутии криосфера до сих пор успешно сопротивляется даже всемогущему глобальному потеплению.
"Несмотря на того, что происходит интенсивное потепление. Например, в центральной Якутии. От 3,2 до 3,5 градусов Цельсия за эти 50 лет – это серьезно! Но, однако, на некоторых ландшафтных условиях у нас изменение тренда сезонно-талого слоя не наблюдается. Это происходит опять-таки за счет природных факторов", – рассказал Михаил Железняк, директор Института мерзлотоведения СО РАН, доктор геолого-минералогических наук.
Гораздо больше вреда мерзлоте наносят так называемые "острова тепла" под северными городами. По этой причине в Якутске, например, в 2010-м, 2011-м и 2015-м годах были обрушения многоквартирных жилых домов. Кроме того, российская Арктика непрерывно "обваливается" в Ледовитый океан. Ежегодно из-за "эрозии" арктических берегов наша страна теряет до 20 квадратных километров суши.