У черно-белого снимка красные гвоздики. Больно видеть, Игорь Масленников еще совсем недавно – в прошлом октябре – кипел планами, невзирая на свои юбилейные 90 . Мечтал доснять "Зимнюю вишню".
"Нужно чтобы русские вернулись. Они ведь оказались там за границей не от жадности, не по злой воле, не по ненависти к своей стране, а по обстоятельствам печальным, которые были в тех фильмах", – планировал Игорь Масленников.
Как бы актуально это смотрелось сейчас. Чутье Масленникова никогда не подводило. Стереотипная, казалось бы, любовная драма – обаятельный, но бесхребетный мужчина, сильная, но несчастная женщина. А зрители, и в особенности зрительницы, когда "Зимнюю вишню" крутили по телевидению, бежали к экранам, и никаким заграничным сериалам было не достичь такой популярности.
"Эти фильмы о мужском ничтожестве, когда мужики ничего не делали. Они только раскладывали пайки и вели политические разговоры. Пока женщины тащили на себе всю страну", – говорил Игорь Масленников.
Игорь Масленников в юности и не помышлял о кино, окончил филфак ЛГУ, начинал как журналист, попал на Ленинградское телевидение, где и начал снимать.
"Игорь Масленников – это тот человек, о котором будут потомки поминать как о профессионале российского кинематографа, советского кинематографа. За какую бы тему он не брался, он всегда все делал по серьезному и профессионально", – отмечает Николай Бурляев.
Отдельное значение для Масленникова в кино имела музыка. Он очень тонко ее чувствовал и расставлял по картине самым порой неожиданным образом, умел вдохновить композитора. Но ждать, когда родится мелодия для начальных титров Шерлока Холмса, пришлось несколько недель.
"Наконец он позвонил снова, в голосе звучал металл, я понял, что надо что-то сыграть. А у меня ничего не было готово, я сыграл первое, что попавшееся под руку", – вспоминает композитор Владимир Дашкевич. "Игорь Федорович сразу все понял, он сказал: Володя, не морочьте мне голову, возьмите, возьмите карандаш и обязательно запишите эту, эту музыку, а то забудете. Я записал эту музыку и так она начала свое, свое шествие по всему сериалу и по всему миру".
Идеальное чувство стиля. Его Шерлок Холмс изложен таким английским киноязыком, что эта экранизация и в Англии признана одной из лучших, а Василий Ливанов удостоен Елизаветой Второй ордена Британской империи.
В роли Темзы здесь Нева, в качестве Лондона Ленинград и Рига, но как убедительно играют викторианскую эпоху! Холмс – то надменный, то ребячливый; Ватсон наивно-восторженный, разбитной Генри Баскервиль, лаконичный Бэрримор. Настолько все это стильно, играют таких англичан, которых в Англии то не было.
В Москве на Смоленской набережной установлен памятник масленниковским Холмсу и Ватсону – прямо у посольства Великобритании. Пример дипломатической роли культуры.
Впрочем, сам режиссер эту свою ленту главной не считал. И вообще сетовал, что за Вишней и Шерлоком массовый зритель не разглядел остальные его картины – "Гонщиков" с Олегом Янковским, "Пиковую даму" с Аллой Демидовой. Фильмы, для которых у него было особое определение – соборное кино.
"Это когда люди приходят в кинотеатр, сидят перед экраном, плачут, смеются, переживают, забывают, где они находятся. Вот что такое настоящее кино", – говорил Игорь Масленников.
Себя Игорь Масленниковым называл садоводом, который выращивает фильмы. За без 10 лет век он вырастил 28 – самое время пересмотреть.