"Обелиски" во рту: ученые нашли новый класс микроорганизмов

Фото: sciencealert.com
Исследователи человеческого микробиома из Стенфордского университета (США) неожиданно обнаружили совершенно новый класс вирусоподобных объектов. Эти загадочные кусочки генетического материала не имеют сходства с уже известными структурами.

Больше всего они похожи на микроскопические симметричные обелиски, образованные скрученными участками РНК. Так их и назвали, сообщает издание ScienceAlert.

Как полагают наш соотечественник, заканчивающий аспирантуру в Стенфорде Иван Желудев и его коллеги, открывшие эти странные объекты, это вовсе не вирусы, а совершенно новая группа структур. Она преодолевает древний разрыв, который издавна озадачивал ученых, между простейшими генетическими молекулами и более сложными вирусами.

"Обелиски представляют собой класс разнообразных РНК, которые колонизировались и остались незамеченными в микробиомах (совокупности микроорганизмов или их генов - ред.) человека во всем мире, — пишут исследователи. – Они имеют размер всего около 1000 нуклеотидов, вероятно это и является одной из причин, по которой мы не замечали их раньше".

Иван Желудев и его команда изучили 5,4 миллиона наборов данных опубликованных генетических последовательностей и идентифицировали почти 30 000 различных обелисков. Они появились примерно в 10 % человеческих микробиомов. В одном наборе данных обелиски были обнаружены в 50% образцов ротовой полости. Более того, разные типы обелисков присутствуют в разных частях нашего тела.

Все обелиски имеют "хозяев" – например, это бактерии стрептокока Streptococcus sanguini, один из самых распространенных микробов во рту. Желудев и его команда пока что обнаружили только эту "хозяйку" и сейчас ищут "коллег" в других бактериях.

Исследователи предполагают, что источник обелисков – коды нового класса белков, и "инструкции" по их созданию занимают как минимум половину генетического материала обелисков. Способность кодировать белки отличает новооткрытые структуры от других известных петель РНК – так называемых вироидов. Однако у обелисков нет белковых оболочек, внутри которых живут РНК-вирусы (например, COVID-19 ), когда они находятся вне клеток. Обелиски также значительно крупнее других генетических молекул, сосуществующих внутри клеток, от растений до бактерий, называемых плазмидами, которые чаще состоят из ДНК.

Иван Желудев пока не смог определить какое-либо воздействие обелисков на их бактериальных хозяев или способы их распространения между клетками.