С учетом того, что Байден и так жалуется на размеры шоколадных батончиков, а Британия в ожидании Пасхи взвинчивает цены на шоколадные яйца, африканские производители, несмотря на засуху и кредитное ярмо, стирают в порошок последние запасы.
Психологический шок – так дорого какао-бобы не стоили никогда. Впервые в истории цена на фьючерсы на бирже в Нью-Йорке подскочила настолько, что превысила порог в 10 тысяч долларов за тонну.
"Рынок испытывает структурный дефицит – предложение значительно отстает от спроса. У нас есть проблема. Единственное лекарство для рынка сейчас – это повышение цен, поэтому мы увидим более высокие цены в супермаркете", – говорит журналист Хавьер Блас.
60% какао производят Гана и Кот-д'Ивуар – и там, и там неурожай. Погода неустойчивая, сейчас уничтожить бобы угрожает аномальная жара. Еще один фактор – болезни растений. Нарастить производство на фоне кризиса в отрасли стремятся Бразилия и Эквадор, но пока новые деревья дадут плоды, пройдет еще несколько лет.
"Если мы не будем инвестировать в то, чтобы сделать плантации какао более устойчивыми к экстремальной жаре, цена на какао вырастет, а шоколад станет более роскошным продуктом", – заявила климатолог Фридерика Отто.
Наравне с оливковым маслом этот товар стал настолько дорогим, что его чаще всего воруют в магазинах в Испании. В Бельгии сложно представить Пасху без вкуснейших шоколадных яиц и зайцев. Покупатели опасаются, что из-за роста цен ассортимент изменится или выбора станет меньше, но производители уверяют: они во что бы то ни стало будут стараться держать планку. А вот что касается цены, то тут обещать они ничего не могут.
"Мы вынуждены работать в таких условиях уже два года. Цены на ингредиенты выросли на 35%, мы уже это ощущаем. Что касается какао, то эффект будет сильным, и мы его ощутим чуть позже. Многое будет зависеть от нынешнего урожая", – признаются шоколатье Жиром Гримонпом.
Крупным производителям легче: они скупают будущие урожаи какао на два-три года вперед. В случае дефицита, уменьшают количество шоколада в своих продуктах – заменяют его более дешевыми арахисовым маслом или карамелью.
"Дефицит есть, он, конечно же, наблюдается, потому что, в связи с ростом цен, покупательская способность компаний, которые работают именно с какао-бобами, она естественно, пересматривает свою политику. Поэтому в некоторых моментах, то есть какие-то крупные кооперативы могут выкупать, опираясь именно на свой капитал", – поясняет коммерческий директор шоколадной кампании Максим Капчак.
Малым предприятия остается играть по законам рынка, вне зависимости от того, в какой стране они продают свой шоколад.
"Я работаю в тяжелых условиях. Просто, чтобы оставаться на плаву, приходится поднимать цену на товар. Я люблю свой магазин и не хочу его бросать", – говорит директор кондитерского магазина Ниаз Мардан.
Дефицит между спросом на какао-бобы и предложением в этом году достигнет максимума за последние 65 лет. Но специалисты в отрасли уверены: этот кризис – явление временное. Рано или поздно рынок все же стабилизируется, правда не факт, что цена на шоколад после резкого скачка вверх полностью вернется назад.