Для Цю Минцюаня это было вопросом престижа: первым поднять в небо не просто дрон с пассажирской капсулой, а именно летающий электрокар. Внешне это очень крутой спортивный автомобиль, в нем множество технологий, которые сегодня не встретишь в машинах, например, прозрачный экран спереди. И еще здесь большое количество изделий из углеродного волокна, сидения с авиационными свойствами.
Официально он называется e-VTOL – то есть "электролет вертикального взлета и посадки". В Китае между разработчиками настоящая битва, кто кого опередит – и в технологиях, и в получении сертификата на полеты, пока нет технических регламентов. Но те же аэротакси в Поднебесной уже летают.
Тут в кабине три дисплея. Два – это такие приборные панели, где отображается информация о полете: высота, угол, положение в пространстве. На третьем задается маршрут. То ли вертолет, то ли электрокар с пропеллерами – здесь их восемь. Но как ни крути – все-таки дрон, просто с капсулой на двух пассажиров. А вот это – уже автомобиль. На колесах. Хочешь – едешь. Хочешь – летишь. Лопасти расположены в задней части автомобиля, поэтому он такой длинный – шесть метров в длину. Выглядит как в фантастическом фильме.
А ведь еще недавно фантастикой казался даже обычный автопилот в машине, а в Пекине теперь такие такси, без водителей. Система автономного вождения часто вообще в базовой комплектации китайских электрокаров.
"Умные" китайские машины не дают США покоя. Байден обвинил их в потенциальном шпионаже, затребовав от Минторга немедленного расследования. В Китае это назвали недобросовестной конкуренцией, тем более, что перед этим Штаты возмущались тем, что китайские электрокары доступней. До этого была против Европа. Но выпады не помешали КНР стать мировым лидером по экспорту автомобилей. В прошлом году – пять миллионов и почти 300 тысяч только легковых.
"Покупатель в мобильном приложении задает параметры своего будущего автомобиля, собрав его как конструктор – цвет корпуса, материал салона, какие колеса, и другие функции, — рассказывает инженер Се Сяобин. — И после того как заказ сгенерирован – он в системе, и его видят во всех цехах, где мгновенно собирают автомобиль. Получается под заказ.
Еще лет 10 назад это были сплошь клоны известных автомобильных брендов, но с техническими характеристиками и качеством материалов, которые оставляли желать лучшего. Сегодня у китайских автомобилей появилось собственное лицо. На этом автозаводе за него отвечает Кемаль Кул. Молодой турецкий дизайнер до переезда в Гуанчжоу успел поработать и в Mercedes, и в Fiat.
"Возможно, здесь все начиналось с копирования. Но сейчас в Китае создаются вещи, которые выглядят очень современно, — считает Кемаль Кул. — И мир переключается на китайские бренды, которые у нас получается сделать дешевле".
В их команде – полный интернационал. И желание создать машину мечты, в основе которой самые передовые технологии. Такую задачу поставил и глава КНР – Си Цзиньпин, когда тоже посещал эту фабрику: место где он стоял тут так и отмечено красной точкой. Рядом с ней – концепт из глины. С такого же начинался и первый китайский суперкар. Разгон до сотни – 1,9 секунды.
"Мощность автомобиля обеспечивают три мотора. Их суммарная мощность – 1200 лошадиных сил. И тут только ручная сборка", — поясняет Чжан Цзычу, старший менеджер проекта. Суперкар собирают на так называемом "умном острове", вручную, одна машина за сутки. Шины и диски – как у самолета, и корпус из углеродного волокна. Батарея – это главное в любом электрокаре. И здесь тоже собственное производство.
"Мы инвестируем в производство аккумуляторных батарей большие деньги, — отмечает менеджер Вэнь Цзее. — В еще один наш завод, например, вложили 10 миллиардов долларов. Потому что это то направление, которое постоянно развивается: увеличивается емкость, мощность. Технологии развиваются стремительно".
Производители аккумуляторов из КНР уже заняли под 60 процентов растущего мирового рынка. И многие известные автоконцерны в Европе теперь тоже закупают батареи в Китае. Здесь не стоит вопрос где и как заряжать машину — зарядными устройствами оборудованы все парковки. А еще есть станции не просто зарядки, а мгновенной замены аккумулятора. Вот, например, для обычных городских такси. Заезжают на подъемник, батарею за пару минут меняет автоматика.
Электрокары в Китае не клепает только ленивый. А таких автозаводов тут нет. Уже и производители телефонов подключились – вот первая модель от Xiaomi. Именно жесточайшая конкуренция привела к бурному росту всей отрасли. И государственные вливания: в погоне за снижением вредных выбросов власти субсидировали покупку электромобилей. И роботизировали все производства.
На одном только этом автозаводе новая машина сходит с конвейера каждые 53 секунды. А вообще весь цикл производства автомобиля – от листа железа до готового агрегата – это 16 часов. Неудивительно, что за весь прошлый год весь китайский автопром выпустил более 30 миллионов авто, это мировой рекорд.
Теперь его китайцы хотят поставить и в воздухе: в серию летающие электрокары обещают запустит уже в следующем году. Осталось определиться с категорией прав.