Какими бывают типичные лица святых-женщин

Недавно прочла фразу: "У обычной православной женщины такое выражение лица, будто это ее сын развязал Вторую мировую войну". Доказывать что-то показалось нелепо. Куда разумнее было припомнить некоторых "обычных". А уж с какими лицами эти женщины прожили свой век - представить себе совсем нетрудно.

Некоторое время назад, просматривая по утру ленту Facebook (запрещена в РФ), я прочла у знакомого вынесенную как сабж фразу: "У обычной православной женщины такое выражение лица, будто это ее сын развязал Вторую мировую войну". Это была цитата, выдернутая из статьи на неком православном ресурсе. По языку и стилю было понятно, что писал мужчина. Как потом выяснилось, статья была им написана совсем по другому поводу. И нельзя сказать, что он уж совсем неправ: православную женщину порой легко отличить в толпе. И не только по одежде.

Спорить и доказывать, что мы — разные и другие, было бы нелепо. Единственно разумным в этой ситуации показалось припомнить некоторых "обычных православных женщин" и рассказать о них. Правда, полное жизнеописание каждой заняло бы изрядное пространство, я решила ограничиться кратким пересказом, делая акцент на отдельных личных качествах моих героинь. А уж с какими лицами прожили свой век такие женщины, представить себе совсем нетрудно любому, кто обладает абстрактным мышлением.

Например, лицо великомученицы Софии — матери трех девочек. Вере было 12 лет, Надежде — 10 и Любови — 9, когда семье пришлось доказывать свою верность Христу. Император Адриан приказал пытать детей на глазах у матери, чтобы они отреклись от веры. Все время, пока девочек истязали, мать разговаривала с ними, уговаривая быть мужественными и не отступить от убеждений. Похоронив их, София через три дня умерла, но от веры не отказалась.

Совсем другие образы, но не менее запоминающиеся, появились в России два века назад: дивеевские юродивые Пелагея, Параскева и Мария. Причем на путь юродства Пелагею благословил преподобный Серафим Саровский и поручил ей молиться за Дивеевскую обитель. "Эта женщина будет великий светильник!" — сказал он о будущей блаженной старице, которую при жизни называли второй Серафим.

Пелагея Ивановна Серебренникова родилась в богатой купеческой семье. В 19 лет мать выдала ее замуж. Так случилось, что два сына и дочь Пелагеи Ивановны умерли совсем маленькими, после чего отношение мужа к ней ухудшилось. Тогда они поехали в Саров, чтобы попросить совета у Серафима Саровского.

Преподобный Серафим принял их, благословил мужа и мать и отпустил их, а с Пелагеей Ивановной проговорил два часа, после чего возложил на нее подвиг юродства и предрек, что она будет жить в Дивеевском монастыре и заменит там его самого. Провожая Пелагею, преподобный поклонился ей до земли и сказал: "Поди, поди, матушка, поди в Дивеево, побереги моих сирот-то, и будешь ты свет миру".

О пути Пелагеи в юродство и монастырь информации предостаточно, чтобы понять — женщина обладала поразительными упорством и мужеством. Что куда важнее, оказавшись в Дивеево, несмотря на внешнее юродство, Пелагея внимательно следила за тем, что делалось в монастыре. Так, во время смуты в обители блаженная принялась воевать за правду и не побоялась, обличая архиерея, дать ему пощечину. Впрочем, когда ситуация разрешилась, блаженную стали видеть на крыльце ее кельи, любующуюся цветами.

Конечно же, к Пелагее стали приходить за советом: каждому хотелось услышать хотя бы что-то в свой адрес. И она говорила. С одними ласково, с другим грозно, а кого-то могла отогнать от себя, бросая в них камни и жестоко обличая.

Еще один типаж христианки — Марина Антиохийская. Считается, великомученица явилась в видениях Жанне д'Арк в числе 14 помощников и призывала ее идти спасать Францию. Согласно сочинению Иакова Ворагинского, собрание христианских легенд и занимательных житий святых, написанное около 1260 года "Золотой легенде", Марина была дочерью языческого жреца Эдессия, которую отец выгнал из-за того, что девочка в 12 лет стала христианкой. Тогда Марина поселилась в поле, где ее заметил римский епарх Олимврий и публично, с подиума префекта, предложил ей руку и сердце при условии, что она отречется от Христа. Девушка отказала незадачливому жениху, и тот решил ее пытать, перед каждой пыткой предлагая прекратить боль ценой вероотступничества.

Марина оказалась настолько непоколебима, что к ней в темницу явился дьявол. Приняв образ дракона, он проглотил пленницу, но Марина, не прекращая молиться, перекрестилась, и дракона разорвало на части. Но ее подстерегало еще одно испытание, к ней явился сам Вельзевул, которому, как известно, трудно сопротивляться. Тем не менее, Марина вступила в единоборство и с ним. Заметив в углу темницы медный молот, она принялась бить им сатану по голове, удерживая его за рога. После чего, обозвав Вельзевула лжецом и обманщиком, отправила его в преисподнюю с напутствием: "Ступай в адскую бездну до Страшного Суда, пока не дашь ответ за души, которые ты погубил".

Марина была казнена в возрасте 15 лет. День смерти Марины и еще 85 христиан стал днем массового обращения людей в христианство.

О том, какой была святая Нина, проповедь которой привела к Христу всю Грузию, немало говорит тот факт, что ее отец Завулон приходился родственником великомученику Георгию Победоносцу (одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия является убийство дракона, опустошавшего землю царя в Бейруте. Когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство). Остается лишь добавить, что мать Нины, Сусанна, была сестрой иерусалимского патриарха.

Когда Нине исполнилось 12 лет, ее отец ушел в Иорданские пустыни, мать стала диаконисой при храме Гроба Господня, а воспитание девушки было поручено благочестивой старице Нианфоре, вместе с которой Нина стала изучать Священное Писание. Постепенно они добрались до места о распятии Христа и девушка спросила, где сейчас хранится хитон Господень, на что Нианфора ответили, что по преданию хитон отнесен мцхетским раввином Элеазаром в Иверию (Грузию), и что эта страна не является христианской.

Так у девушки появилась цель: увидеть Грузию обращенной в христианство и найти хитон. С исполнением замысла Нине помогла Богородица. Она явилась девушке во сне, вручила ей крест, сплетенный из виноградной лозы, с напутствием: "Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградой. Иди в страну Иверскую, а я буду тебе Покровительницей". Проснувшись, Нина увидела в руке крест (он хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе). Она рассказала, что с ней произошло, дяде-патриарху, и тот благословил девушку на подвиг апостольского служения.

По пути в Грузию Нина чудесным образом избежала мученической смерти от рук армянского царя Тиридата и поселилась в Грузии в окрестностях Мцхеты, где начала проповедовать христианство, что сопровождалась необъяснимыми знамениями. Так, в день Преображения Господня, по молитве святой Нины, во время языческого жертвоприношения царя Мириана началась сильная буря, во время которой с высокой горы свалились идолы Армаз, Гаци и Гаим.

Кроме того, Нина вылечила от тяжелой болезни грузинскую царицу Нану, и та стала христианкой. Несмотря на чудесное исцеление супруги, Мириан собирался подвергнуть святую Нину жестоким мучениям. но внезапно ослеп. Зрение вернулось только после молитвы девушки. И тогда Мириан крестился, что стало примером для его сограждан.

Нашла Нина и место, где спрятан хитон Господень: там был построен первый в Грузии христианский храм в честь двенадцати святых Апостолов. Но Нина не успокоилась на этом , она решила пройтись по горным областям Грузии, которые оставались непросвещенными, В сопровождении пресвитера и диакона Нина отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, а затем в Кахетию, и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она обратила в христианство царицу Кахетии Соджу, принявшую крещение вместе с придворными и народом.

Святая Нина завещала, чтобы ее тело погребли в Бодбе, тем не менее, было решено перенести ее останки в соборную Мцхетскую церковь, но никто не смог сдвинуть гроб с выбранного Ниной места.

Екатерина Александрийская, как и положено великомученицам, изображается на иконах в короне. Что, конечно, вполне отвечает ее характеру: из подлинных источников известно, что Екатерина пострадала за Христа, когда ей исполнилось 18 лет. Считается, что Екатерина не просто происходила из знатного рода, ее отцом был правитель Александрии, что позволило девушке не просто уметь читать и писать, а получить образование, достойное единиц: она "изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов… хорошо знала сочинения мудрецов древности, сочинения знаменитейших врачей, как например: Асклипия, Гиппократа и Галина. Кроме того, она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия".

Екатерина была обращена в христианство сирийским монахом, а после крещения во сне к ней явился Иисус Христос. Он вручил кольцо, назвав своей невестой.

Екатерина приняла мученическую смерть в период правления императора Максимина II Даза. Она пришла в храм во время праздничного жертвоприношения, чтобы обратить Максимина в христианство, а тот, сраженный ее красотой, пригласил девушку к себе и попытался убедить оставить веру. На дискуссию были приглашены философы, но Екатерина с легкостью отразила все их доводы, что произвело на императора сильное впечатление: он велел сжечь ученых на костре, в девушку велел пытать, чтобы вынудить ее поклониться языческим богам. Но не смог этого добиться. От пыток Екатерину избавил ангел. А жена императора навестила Екатерину в тюрьме, после чего стала христианкой, что не понравилось Максимину настолько, что он казнил ее, военачальника Порфирия и 200 воинов, также обращенных Екатериной.

После казни жены Максимин сделал Екатерине предложение стать его женой, если она принесет жертву языческим богам. Та отказалась, и император приказал отрубить девушке голову. Из раны вместо крови вытекло молоко.

Сестра святителя Василия Великого и святого Григория Нисского преподобная Макрина была старшей из десяти детей в этой семье. Перед рождением девочки некое небесное создание явилось ее матери Емилии, повелевая дать ребенку имя святой Феклы – первомученицы, ставшей примером для христианских дев, мать послушалась, но девочку чаще звали Макриной — также как ее бабушку, подвергшуюся гонениям за Христа.

Совсем маленькой Макрину решили обучать ее Священному Писанию, в особенности книгам Премудрости и Притчей Соломоновых, так что псалмы Давида сопутствовали ей всю жизнь

Когда Макрине исполнилось 12 лет, отец обручил ее с юношей с хорошей репутацией и образованием. Жених был готов подождать, пока невеста подрастет, но умер. С этого момента Макрина .объявила себя вдовой, отреклась от мира и стала помогать матери по дому, выполняя ту работу, которую поручают рабам, а также помогая в воспитании братьев и сестер. После смерти отца девушка приняла на себя управление всеми семейными имениями в Понте, Каппадокии и Армении.

Когда дети выросли, Емилия разделила между ними свое имущество и превратила семейное имение в Аниссе в монастырь, где Макрина стала жить в уединении, стараясь не привлекать к себе внимания и как можно больше молиться. Тяжело заболев, она отказалась от помощи лекаря, считая невозможным обнажить перед мужчиной тело и провела ночь в церкви. Утром нарыв исчез, оставив лишь небольшой шрам.

Не стало Емилии, умер святой Василий. Во время голода, обрушившегося на Каппадокию в 368 году, Анисский монастырь стал истинным городом милосердия: по молитвам святой запасы зерна, раздаваемые всем нуждающимся, чудесным образом не истощались. Через девять лет отсутствия Григорий Нисский узнал, что сестра тяжело больна и приехал к ней в монастырь. Лихорадка сразила ее тело, но дух остался таким же свободным. За три дня, оставшиеся до ее кончины, они успели о многом поговорить: о природе человека, смысле творения, душе и телесном воскресении. До последнего мгновения Макрина здраво рассуждала о сделанном ею выборе.

Когда она умерла, святой Григорий возглавил обряд погребения, на нем присутствовало множество людей. С пением гимнов, как на праздники в честь мучеников, она была погребена в Иворе, в могиле, где покоились ее родители, в церкви 40 мучеников.

Рассказ о женщинах-христианках был бы, конечно, неполон без упоминания преподобной Марии Египетской, чью жизнь христианское вероучение рассматривает как образец совершенного покаяния. В двенадцать лет она ушла в Александрию, где 17 лет была проституткой. Однажды, увидев группу паломников, направлявшихся в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, Мария решила пойти с ними, чтобы развлечься по дороге. В Иерусалиме женщина попыталась войти в храм Гроба Господня, но не смогла этого сделать.

Осознав свое падение, Мария стала молиться перед иконой Богородицы в притворе храма, только после этого она смогла войти в храм и поклониться Кресту. Выйдя, Мария обратилась с благодарственной молитвой к Деве Марии и услышала голос: "Если перейдешь за Иордан, обретешь блаженный покой". Мария послушалась и поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах. Первые 17 лет Марию преследовали блудные страсти и воспоминания о прошлой жизни. Потом закончилась пища, взятая из Иерусалима, а одежда истлела от ветхости, но, как говорится в ее житии, "с того времени сила Божия во всем преобразила грешную душу и смиренное тело".

Единственным человеком, который увидел Марию после ее ухода в пустыню, стал иеромонах Зосима. Следуя уставу Иорданского монастыря, он удалился на время Великого поста в пустыню для поста и молитвы. Там он встретил Марию, которой отдал половину своего плаща, чтобы она прикрылась. А во время молитвы он заметил, как она оторвалась от земли и цитировала необъяснимым образом узнанные ею тексты Писания. Рассказав о себе, Мария попросила Зосиму через год вернуться и причастить ее, но не переходить Иордан, а ждать ее на другом берегу.

Через год Зосима вернулся и увидел на противоположном берегу Иордана Марию, которая перешла к нему по воде, как по суше, а после причастия ушла обратно в пустыню. Он вернулся еще через год и увидел тело святой, лежавшее на песке, а рядом надпись: "Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии, отдай прах праху. Моли Бога за меня, скончавшуюся в месяце, по-египетски Фармуфий, по-римски апреле, в первый день, в ночь спасительных Страстей Христовых, по причащении Божественных Тайн".

Так Зосима понял, что после причастия она чудом перенеслась в это место (куда он шел 20 дней) и сразу умерла. Старец задумался, как вырыть могилу, увидел рядом льва и попросил того помочь: "Великая подвижница повелела мне погрести ее тело, но я стар и не могу выкопать могилы; нет у меня и орудия для копания, а обитель далеко, не могу скоро принести его оттуда. Выкопай же ты когтями своими могилу, и я погребу тело преподобной". Лев исполнил повеление Зосимы, и тело преподобной Марии Египетской было погребено в песках.

История любви супружеской пары Петра и Февронии была подробно описана в XVI веке Ермолаем Еразмом в "Повести о Петре и Февронии". И, если верить этому рассказу, Феврония предстает образованной, умной, преданной, не без хитрости женщиной.

Князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Однажды он заболел проказой, тело покрылось струпьями и язвами, и никто не мог исцелить Петра от болезни, пока ему не приснилось, что вылечить его сумеет крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле, дочь пчеловода Феврония,

Феврония согласилась, но в качестве платы за лечение попросила, чтобы князь женился на ней после исцеления. Тот пообещал жениться, лукавя в душе, поскольку Феврония была простолюдинкой. Но и Феврония была не так проста, она велела ему оставить несмазанным один струп "как свидетельство греха". Болезнь возобновилась, а князю пришлось вернулся к девушке на повторное лечение. Выздоровев, он женился на враче и вернулся с ней в Муром.

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали князя, но их жены не хотели иметь правительницей крестьянку. Они подговорили мужей, и те потребовали, чтобы князь выгнал супругу. А когда он отказался, изгнали из города обоих. Вскоре бояре перессорились из-за власти, и народ потребовал, чтобы князь вернулся с женой. Так Петр и Феврония вернулись в город.

Когда пришла старость, князь с княгиней приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и стали молить Бога умереть в одно время. А похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Скончались они в один день и час каждый в своей келье, но люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов. Дважды их тела разносили по разным храмам, и оба раза они чудесным образом оказывались рядом. Только тогда Петра и Февронию похоронили согласно завещанию около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Очень убедительна в своей вере была одна из самых известных и почитаемых святых — блаженная Ксения Петербургская. Она вышла замуж за придворного певчего, полковника Андрея Федоровича Петрова и жила с супругом в Санкт-Петербурге. Довольно быстро Андрей Федорович скончался. Это так сильно повлияло на молодую вдову, что она будто забыла все земное, человеческое, и многим казалась сумасшедшей, лишившейся рассудка. Ксения Григорьевна раздала свое имущество бедным, а дом подарила своей хорошей знакомой. Родные вдовы даже подали прошение начальству умершего мужа — не позволять ей раздавать имущество. Начальство вызвало Ксению к себе убедилось, что Ксения здорова и решило, что она имеет право сама распоряжаться своим имуществом.

Так Ксения избрала тяжелый путь юродства. Облачившись в костюм мужа, надев на себя его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Федорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения, и уже никогда не откликалась на свое имя. Определенного местожительства она не имела, целый день бродила по Петербургской стороне в районе прихода церкви святого Апостола Матфея, где в то время жили небогатые люди. Странный костюм бедной, иносказательные разговоры и полная кротость давали людям повод и смелость глумиться над блаженной, что она сносила безропотно.

Понемногу к странностям блаженной привыкли. Ей стали предлагать теплую одежду и деньги, но Ксения ни за что не соглашалась променять свои лохмотья. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей "царя на коне" (копейки с изображением всадника) и тотчас же раздавала их беднякам. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным, и этим заинтересовались полиция. Оказалось, что Ксения уходила на ночь в поле и там в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, делая земные поклоны на все четыре стороны.

В другой раз рабочие, производившие каменную церковь на Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью, во время их отсутствия с постройки, кто-то натаскивает на верх стройки целые горы кирпича. Долго они недоумевали, откуда берется кирпич. Наконец решили разузнать, кто это мог быть: оказалось — блаженная Ксения.

Купчихе Крапивниной Ксения предсказала кончину, одной бедной девице замужество. Известно, что к кому она заходила или у кого ела, были счастливы и успешны в делах. Так что торговцы и извозчики старались ей обязательно услужить: особое благополучие посещало тех, кому Ксения что-либо дарила. Кроме того, Ксении был дарован дар прозрения будущего: она предсказала кончину императрицы Елизаветы Петровны и Иоанна Антоновича.

Блаженная Ксения умерла на семьдесят первом году жизни и была погребена на Смоленском кладбище. У ее гроба стали происходить разные чудеса.

Я оставила напоследок княгиню Ольгу по очевидным для меня причинам: я хотела закончить русской святой, чтобы меня не укоряли, что я говорю о "нетипичных" для нас святых женщинах. Чтобы это была одновременно яркая, харизматичная и очень почитаемая личность. Человек, чьи страдания и переживания понятны современному человеку, потому что убийство любимого понятно и современно для любой эпохи. Словом, Ольга — святая созвучная нам, живущим в XXI веке. И настоящая женщина.

Согласно самой ранней древнерусской летописи "Повесть временных лет", Ольга родилась она в деревне Выбуты Псковской земли. Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Русью как опекун сына Рюрика малолетнего Игоря.

Новгородская Первая летопись младшего извода оставляет сообщение о женитьбе Игоря на Ольге недатированным, но известно, что в 945 году князь Игорь погиб от рук древлян. Наследнику престола Святославу тогда было только три года, поэтому Ольга стала фактическим правителем Руси. Дружина Игоря подчинилась ей, признав представителем законного наследника престола. Мужчины позволили Ольге отомстить за мужа.

После убийства Игоря древляне прислали к Ольге сватов. 20 древлян прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги, где закопали живьем вместе с ладьей. Дело тем не кончилось, поскольку Ольга попросила прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было исполнено древлянами. Посольство сожгли в бане, где они мылись, готовясь к встрече с княгиней. Затем княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы справить тризну на могиле мужа. Опоив древлян, Ольга велела перерубить их: Летопись сообщает о пяти тысячах перебитых древлян. В 946 году дружина Ольги победила древлян в бою установила дани и налоги и вернулась в Киев.

Отомстив, Ольга стала править Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как ее сын большую часть времени проводил в военных походах.

Ольга установила систему "погостов" — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей. Она же положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель — новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна .

Следующим делом Ольги стало крещение в Константинополе. Сделав выбор, великая княгиня отправилась в Константинополь во главе флота. Событие отражено в летописях под названием "хождение": оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. Окончательное решение стать христианкой Ольга принимает только в Константинополе. Таинство крещения совершил патриарх константинопольский Феофилакт, а восприемником был император Константин Багрянородный. Патриарх благословил новокрещенную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня с надписью: "Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня".

В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами: началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого Киевского князя-христианина и многих киевлян обратила к Христу. С проповедью веры княгиня отправилась на север. В Киевских и Псковских землях в деревнях и на перекрестках дорог она ставила кресты, уничтожая языческих идолов.

Святослав оставался язычником. Чтобы не конфликтовать с матерью, он переселился в Переяславец на Дунае. Ольга старела в Киеве, учила внуков христианской вере, но не решалась крестить их, боясь гнева сына. Даже священника она держала тайно, чтобы не вызвать вспышки антихристианских настроений. В 968 году Киев осадили печенеги. Княгиня с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он пришел на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Тяжело больная Ольга попросила сына не уезжать до ее кончины: она не теряла надежды обратить его к Богу и не прекращала проповедь даже на смертном одре. Святослав плакал, обещая исполнить любое завещание, но отказывался от принятия другой веры.

Спустя примерно 140 лет после смерти княгини Ольги древнерусский летописец напишет: "Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи".