Госархив приглашает на урок изящной словесности от героев 1812 года

В Госархиве открылась выставка, посвященная Отечественной войне 1812 года. Эпоха представлена в бесценных документах. В числе экспонатов — письмо императора Александра I Кутузову с требованием объяснить причины сдачи Москвы и рапорт генерала об изгнании французов.

В Госархиве открылась выставка, посвященная Отечественной войне 1812 года. Эпоха представлена в бесценных документах. В числе экспонатов — письмо императора Александра I Кутузову с требованием объяснить причины сдачи Москвы и рапорт генерала об изгнании французов. Это помогает составить мнение о характере и настроении великих людей. Посетители смогут убедиться, что и пером, и шпагой они владели одинаково изящно.

"Война началась. Неприятель перешел на нашу границу повыше Ковны", — уникальный документ написан рукой Александра I 13 июня 1812 года. Адресат — председатель Государственного совета генерал Салтыков. Тон письма — в часы, когда полумиллионная армия врага уже на твоей территории — на удивление спокойный. Кажется, что Александра не в пример Сталину война врасплох не застала. И главные силы на границах — в отличие от 41-го года — армия сохранила. Оттого – и следующая фраза: "сосредоточив все силы за Вильною, будем готовы его — то есть Наполеона — отразить".

"Мы хотели, прежде всего, показать, представить подлинные документы той эпохи, хранящиеся в нашем архиве, отражающие ход войны. Как правило, это документы с автографами. Мы старались подобрать с автографами известных деятелей того времени", — рассказывает Владимир Пономарев, главный специалист Российского государственного военно-исторического архива.

Среди документов — знаменитое письмо Кутузова московскому главнокомандующему Ростопчину: "неприятель и невыгодное здешнее местоположение принуждают меня с горестью Москву оставить", и взбешенный ответ уже Александра. Даже натянуто-вежливый слог не может скрыть ярость: "вы сами можете вообразить действие, которое произвело сие известие, а молчание ваше усугубляет мое удивление". Из документов видно — решение оставить древнюю столицу Кутузов принимал в одиночку, с царем не советовался. Поэтому дипломатично о горьком решении напрямую Александру I не известил, а сделал это через Ростопчина.

"Можно посмотреть как стиль, почерк, документы рукописные того времени", — говорит Сергей Харитонов, начальник отдела публикации документов Российского государственного военно-исторического архива.

И вот уж совсем неожиданная история — в записке Кутузова генералу Барклаю де Толли. Оказывается, в ночь после Бородинской битвы Кутузов решает выстроить войска и утром сражение возобновить, считая, что отступление приведет к потере артиллерии. Почему Кутузов поменял свои планы — над этим сейчас бьются историки.

"Рескрипты с требованием объяснить причины сдачи Москвы. Рескрипты энергично преследовать неприятеля. Рапорт Кутузова об изгнании французов из России", — перечисляет экспонаты Владимир Пономарев.

Есть здесь и кадры, снятые уже в 1912, во время празднования столетнего юбилея Отечественной войны. Николай II принимает парад на Бородинском поле, объезжает войска у батареи Раевского. Через пять лет не станет ни самой империи, ни многих из тех, кто принимал и участвовал в этом параде.

Эта выставка, посвященная войне 1812 года, не в чистом виде архивная история, хотя основной ее массив – документы. Главное – созвучие эпохе и образ времени, которое здесь может почувствовать каждый.