"Москвич" продемонстрировал миру преимущества социализма. "Автовести" с Сергеем Асланяном

В числе прочих достижений, которыми Советскому Союзу очень подмывало похвастаться перед заграницей, был автопром – флагман экономики. В конце 60-х мы создали лучший автомобиль современности "Москвич-412".

В числе прочих достижений, которыми Советскому Союзу очень подмывало похвастаться перед заграницей, был автопром – флагман экономики. В конце 60-х мы создали лучший автомобиль современности "Москвич-412". В то время больше половины выпускаемых "Москвичей" уходило на экспорт, и что приятно – в том числе и в развитые капиталистические страны. Особенно нас восторгали закупки Франции, Англии, Скандинавии и даже сборка "Москвичей" из машинокомплектов в Бельгии. И тут в мире грянули два супермарафона. Человечество давно не затевало ничего подобного и уже соскучилось по грандиозным затеям. Автоэкспорт, как полагается разведке в тылу врага, сразу заявил: "Надо участвовать!". И СССР выставил на каждое соревнование по заводской команде АЗЛК на "Москвичах-412".

Первым стал невероятный пробег Лондон-Сидней 1968 года. Маршрут пролегал по европейскому асфальту, афганским горам, индийским тропикам и австралийскому бушу. На туристическую прогулку это похоже не было. После марафона русские автомобили "Москвич-412" поучили невиданный рекламный отголосок и стали продаваться еще лучше.

40 лет тому назад, весной 1970 года (19.04-26.05) проходил самый длинный в истории человечества автопробег Лондон-Мехико протяженностью 26000 км (25810 км). На старт в Уэмбли вышло 96 машин, до финиша в Мехико доехало 23. По сложности это был невиданный марафон. В Латинской Америке, например, на дороге древних инков, которые, как известно, до колеса не додумались, и потому длинных прямых участков не строили, автомобили ехали почти 1000 км, не поднимаясь выше второй передачи. Попробуйте сейчас доехать от Москвы до Бреста, ни разу не включив третью. А в южноамериканском городе Итупаранга произошла неожиданная встреча с бывшим соотечественником. К нашим гонщикам подошел немолодой господин и на хорошем русском языке сказал, что он рад за русских, которые наконец-то сделали первые экспериментальные образцы советских автомобилей. В Сан-Паулу наших (№28 "Потапчик") чуть не пристрелили из автомата за чужое ДТП. В Андах команда "Москвичей" потеряла первую техничку. А маршрут из Сантьяго в Ла-Пас на одном из отрезков проходил через железнодорожный тоннель, прямо по рельсам. Хорошо, что поезда на время гонки остановили. В Боливии улетел с дороги "зачетный" "Москвич" (№21) Астафьева. Гонщик – в больницу, машина из-за неполного экипажа снята с соревнований. А после опоздания на КВ в Лиме было принято решение больше не рисковать, любой ценой сохранить машины, но до Мехико дойти, поскольку командный результат важней личного. На тот момент за командный приз боролись еще "Форд" (Ford Escort) и "Бритиш Лейланд Мотор Корпорейшен" (Triumph 2.5Pi, Austin-1800 и Austin Maxi).

В командном зачете наши взяли тогда третье место, отказавшись от личных достижений. Из пяти "Москвичей-412" финиша достигли три машины. За столь успешное выступление спортсменов на заводе наградили с социалистическим размахом. И хотя и работали они на АЗЛК и ездили на "Москвичах", каждому подарили по мотоциклу с коляской. А те, кто участвовал, но до финиша не доехал, за коляску должны были доплатить.

Шведский гонщик Гунар Пальм еще в Лиссабоне сказал журналистам: "В Мехико финишируют самые надежные и крепкие машины", в числе которых он назвал русские "Москвичи". Пальм не ошибся. В то время отечественные автомобили были весьма достойными, а взяв Бронзовый Кубок в супермарафоне века, они еще раз подтвердили ожидания "Автоэкспорта" и заодно продемонстрировали миру преимущества социализма.

P.S. После двух марафонов подвиги во имя Автоэкспорта и социализма не закончились и команда АЗЛК приняла в 1971 году участие в состязании "Тур Европы", взяв два главных приза - Золотой и Серебряный кубок.

"Автовести" с Сергеем Асланяном на радио "Вести ФМ"

 

Читайте также на сайте радио "Вести ФМ":

Солнце над Москвой 9 Мая будет светить не бесплатно

"Поросята" изменили рынок недвижимости Европы

В Москве жить стало невозможно. Эфир программы "Скажите прямо"