Тема:

Ближний Восток 3 недели назад

Израиль хочет отгородиться от соседей огромной стеной


фото EPA

Великая израильская стена. Если следовать логике премьера этой страны, именно такое сооружение спасет еврейское государство от неугодных соседей. Тель-Авив уже начал строительство на Голанских высотах, чтобы отгородиться от Сирии.

Великая израильская стена. Если следовать логике премьера этой страны, именно такое сооружение спасет еврейское государство от неугодных соседей. Тель-Авив уже начал строительство на Голанских высотах, чтобы отгородиться от Сирии.

Страх и недоверие выводят на голанское плато Ромат Агалан бульдозеры, самосвалы и экскаваторы. Израиль в срочном порядке возводит стену, еще одну стену на границе Сирии — такую, какую еще недавно завершили на юге, в Синае, длиной в 200 километров. Чтобы пресечь поток нелегальных эмигрантов из Судана и Эфиопии, чтобы прервать налаженный бедуинскими шейхами по обе стороны колючей проволоки наркотрафик, чтобы остановить поток контрабанды и живого товара, оседающего в притонах южного Тель-Авива. Но главное, чтобы сдержать попытки диверсионных групп и связанных с "Аль-Каид (запрещена в РФ)ой" синайских кочевников проникнуть на территорию Израиля. Это уже случалось: переодетая в египетскую полицейскую форму бригада боевиков проникла в район курортного Эйлата в 2011 году, убив восемь и ранив 40 человек.

"Чтобы противостоять этим угрозам, сейчас, завершив заградительную систему в Синае, мы построим такой забор на Голанских высотах. Вся страна должна быть защищена подобным образом. Таково наше решение", — подчеркнул израильский премьер Биньямин Нетаньяху.

Но, в отличие от дырявых до недавнего времени южных рубежей, север Израиля всегда, казалось бы, был закрыт наглухо. Лучшие танковые дивизии, оснащенные новейшими – начиненными электроникой – тяжелыми бронированными машинами "Меркава-3" и "Меркава-4", базируются здесь. Элитный спецназ, егеря и альпийские стрелки, бригады "Духифат" и "Галани" пристреляли в окрестных лесах каждый куст и каждый камень на горном приграничном плато. И, конечно же, мины. Чтобы убрать их из приграничной зоны, саперам потребовалось бы полвека.

Здесь не было контрабанды. Отсюда не проникали ни в Хайфу, ни в Тель-Авив трудовые мигранты. Еще полтора года назад две армии, израильская и сирийская, готовые по первому приказу возобновить остановленную 40 лет назад войну, гарантировали абсолютную стерильность приграничной зоны восточнее Галилейского моря.

Эяль Зисер, профессор, заведующий кафедрой востоковедения Тель-авивского университета, автор книги "Башар Асад. Годы у власти", говорит: "Сегодня сирийские власти уже далеко не всегда могут контролировать ситуацию на границе. Все чаще в районе Голан, в нашей зоне видимости, завязываются бои между повстанцами и правительственными войсками. Иногда снаряды рвутся на территории Израиля. И, если правящий сирийский режим сдаст свои позиции, Голанские высоты могут стать базой для боевиков "Аль-Каиды" и постоянной зоной для террористических атак на Израиль".

Звонок прозвенел 5 июня 2011 года. Ставшие разменной монетой в гражданской усобице, обосновавшиеся в Сирии палестинские беженцы решились в этот день на прорыв пограничных заграждений. Израильские военные открыли огонь – сначала в воздух, затем по ногам. Позже стало известно о пятнадцати убитых и трехстах раненых.

"Что будет в Сирии завтра, никто не может предсказать наверняка. Но при любом развитии ситуации появятся и беженцы, пытающиеся прорвать границу, и террористические отряды, планирующие атаки на наших граждан и инфраструктуру. Парадоксально, но уже 38 лет граница с нашим самым большим врагом была самой спокойной и безопасной. Однако сирийская армия слабеет. И это было бы для нас хорошей новостью, если бы не создавало новых опасностей", — рассказал генерал-майор запаса, бывший председатель совета по национальной безопасности Израиля Геора Айленд.

Израиль строит заслоны и дамбы от половодья и селей "Арабской весны". Укрывшись сверху "Железным куполом" от ракет малой и средней дальности, он в срочном порядке возводит непроницаемый забор по всему периметру государственных границ. Советник премьер-министра Израиля Алекс Сельский уверен, что режимы у арабских соседей и Сирии могут поменяться на еще более враждебные Израилю, и надо закрыться от них забором.

На работы по укреплению границы на Голанских высотах отводится не больше года. Видимо, такой срок израильские аналитики отводят на окончательное решение сирийского кризиса. Количество бюджетных средств, выделенных на этот проект, не разглашается.

Однако даже самый совершенный забор, самые современные эшелонированные системы безопасности не решают главной проблемы, более прочих тревожащих израильское руководство. Что будет, если сирийское химическое оружие попадет в руки отвязных исламистских террористических группировок? То оружие, от которого не укроешься ни за каким забором.