Крымский музей Пушкина оказался в центре скандала

В Крыму активисты пытаются спасти музей Пушкина в Гурзуфе. Они уверены, что власти собираются прекратить его финансирование — под Новый год в местных газетах появилась такая информация. Правительство долго её не комментировало, и вот в защиту знаменитого дома развернулась целая кампания.

В Крыму активисты пытаются спасти музей Пушкина в Гурзуфе. Они уверены, что власти собираются прекратить его финансирование — под Новый год в местных газетах появилась такая информация. Правительство долго её не комментировало, и вот в защиту знаменитого дома, где Пушкин придумал Лукоморье и Евгения Онегина, развернулась целая кампания.

Только преодолев охрану частного санатория и получив разрешение, можно подойти к дому, имеющему для русской культуры особое значение. Здесь, в крохотной спальне, Александр Пушкин отдыхал и сочинял, а в зале читал стихи друзьям. Сейчас сюда водят экскурсии.

Маленький, но уникальный — крымский музей Пушкина оказался в центре скандала. Профессор русского языка Владимир Казарин — один из тех, кто уверен, что музей хотят уничтожить. По словам университетского преподават-еля, нашлись желающие снести 200-летний дом, чтобы завладеть дорогой землей на побережье. А в правительстве Крыма обсуждают, как избавиться от объекта.

"Рассматривался вопрос о том, чтобы музей Пушкина вернуть в ялтинский бюджет, — рассказывает Владимир Казарин. — Мы поняли, что для музея Пушкина это будет смертный приговор".

В Крыму появилось целое движение в поддержку культурного наследия поэта, прославившего полуостров. "Мы должны этому противостоять, — убеждены экскурсоводы. — Единственный путь — противостоять снижению культуры. Особенно в тех регионах, где русская культура идет, как иностранная".

Сейчас это зарубежная территория, но именно здесь, в доме, построенном французом Арманом Ришелье в поселке Гурзуф, русский поэт задумал "Евгения Онегина" и нашел своё Лукоморье — то самое, где дуб зеленый, златая цепь и учёный кот. Сейчас это уже не дикий лес, всё поделено между владельцами прибрежных отелей.

Недалеко от дома Ришелье стоит внушительный дуб. Ему уже было 200 лет, когда Пушкин отдыхал здесь. Говорят, именно он послужил прототипом того самого дерева у Лукоморья. Одна из его веток претендует на звание ложа для русалки. Несколько лет назад его хотели срубить, но все-таки дерево удалось спасти.

Защитники музея развернули информационную кампанию: тысячи сообщений в Интернете, десятки статей в газетах. Ответных заявлений от крымского правительства долго не было. Но министр культуры республики заверила, что изменять статус музея не будут.

Скандал потихоньку затихает. Предварительно договариваясь с охраной частного санатория, в музей приходят посетители, которым здесь обязательно напомнят: Пушкин хотел, чтобы его дух поселился в Гурзуфе. Смотрители музея верят, что так и произошло.