Тема:

Заложники в Алжире 10 лет назад

Трагедия с захватом заложников: боевики хотели вовлечь Алжир в конфликт с Мали

Операцией по захвату заложников на нефтегазовом комплексе в Алжире руководил главарь группировки "Расписавшиеся кровью" Мохтар Бельмохтар. К ней боевики готовились два с лишним месяца. В ходе штурма уничтожено более 10 экстремистов.

Более суток разворачивалась драма с захватом заложников на нефтегазовом комплексе алжирской госкомпании Sonatrach в Ин-Аменас в пустыне Сахара. В результате более половины захваченных боевиками пленников были спасены.

Позже выяснилось, что боевики проникли в Алжир из соседней Ливии. К операции они готовились два с лишним месяца. Террористы изучили инфраструктуру месторождения, самого завода и городка, где проживали газовики. Как передает ИТАР-ТАСС, руководил захватом известный в Северной Африке алжирский боевик Мохтар Бельмохтар. В свое время он воевал против советских войск в Афганистане и прошел там подготовку в тренировочных лагерях талибов. В прошлом он возглавлял экстремистскую "Салафистскую группу проповеди и джихада", но позднее разошелся во взглядах с лидерами местной ячейки "Аль-Каид (запрещена в РФ)ы" и основал собственное экстремистское подразделение, получившее название "Расписавшиеся кровью". В его ряды вошли боевики из Мавритании, Мали, Нигера, Туниса, Ливии, Египта и даже один с паспортом Франции — всего, по разным данным, от 20 до 40 человек. К атаке на комплекс подключились также другие группировоки, в том числе террористическая организация "Сыны пустыни за исламскую справедливость" и алжирская "Абу аль-Бараа", главари которых были позднее уничтожены в ходе спецоперации.

Захват комплекса начался 16 января. Алжирская армия начала действовать в четверг. Официальных заявлений властей Алжира до сих пор нет. Однако с самого начала стало понятно, что власти не пойдут на переговоры с террористам. Боевики выдвигали ряд требований: отозвать выданное ранее Франции разрешение на использование воздушного пространства страны для пролета в Мали, где французский контингент ведет операцию против исламских боевиков, прекратить военные действия в Мали, а также освободить из тюрем своих соратников, осужденных за терроризм. Эти требования боевики передавали через мавританское информационное агентство АНИ. С начала штурма связь с ними прервалась. Позднее стало известно, что представитель экстремистов, выходивший на связь, был убит.

По имеющимся данным, порядка 30 заложникам, среди которых были алжирцы и иностранцы, удалось бежать. Их эвакуировали с места событий на военных вертолетах. Армия к тому времени уже окружила комплекс и периодически подвергала его обстрелам, пытаясь выбить оттуда экстремистов. Последние, в свою очередь, потребовали открыть им безопасный коридор для проезда, угрожая расправой с заложниками. Когда из района попыталась выехать колонна с боевиками и пленниками, с воздуха по автомобилям было нанесено несколько ударов. Тогда появились сведения о гибели порядка 35 заложников, еще четверо были освобождены. Эта информация так и осталась без официального подтверждения. Уже к вечеру АПС сообщило об освобождении 600 алжирских сотрудников и четверых иностранцев — двоих британцев, кенийца и француза.

Ближе к вечеру начался штурм, который длился несколько часов. Впервые с начала кризиса с заложниками выступил официальный представитель Алжира — министр информации страны Мохаммед Саид, который сообщил, что "значительное число террористов нейтрализовано", а сама операция "продолжится до полного освобождения всех заложников". Его заявление стало первой официальной реакцией властей страны за сутки. Экстремистам удалось подорвать участок газопровода и взорвать цеха заминированного ими перерабатывающего завода. Штурм завершился ближе к полуночи. Уничтожено более 10 экстремистов. Спасено более половины заложников. По неофициальным данным от силовых структур, 30 человек, в том числе, семеро иностранцев, погибли.

Как заявил алжирский министр информации, нападение боевиков на газовый комплекс нацелено на то, чтобы "вовлечь Алжир в конфликт в Мали, дестабилизировать обстановку в Алжире и разрушить национальную экономику, которая на 98% зависит от экспорта энергосырья". Тем не менее, отметил он, в деле борьбы с террористами не может быть "ни переговоров, ни передышки", недопустим и шантаж со стороны бандитов.