Тема:

Реформа системы образования 10 месяцев назад

Свирепая реформа системы образования. Реплика Александра Привалова

Публика с некоторым опозданием принялась изучать новый документ – план мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки". Реплика Александра Привалова.

Публика с некоторым опозданием принялась изучать новый документ – план мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки".

Публика не очень виновата: премьер Медведев подписал распоряжение, утвердившее этот план, прямо под ёлку, 30 декабря, и на каникулах желающих читать 120 страниц этой бумаги не нашлось. Зато сразу после каникул её прочли и узнали много нового и интересного.

Так, оказывается, что в ближайшие годы число вузовских преподавателей в стране будет сокращено на 140 тысяч человек или на 44%, причём нагрузка оставшихся возрастёт на 28%. Не забыто и общее образование. Численность школьных учителей сократится почти на сто тысяч человек, а нагрузка среднестатистического учителя вырастет на 19%. Впрочем, на 19% она возрастёт, если её измерять косвенно: в школьниках, приходящихся на одного учителя. Более привычный измеритель – количество часов в ставке – вырастет, кажется, ещё круче (это "счастье" намечено на будущий год).

Ничего качественно нового в "дорожной карте" нет: она жёстко продолжает линию, проводимую реформаторами отечественного образования уже более 10 лет. Но такая свирепая откровенность наблюдается с их стороны впервые. До сих пор они многословно рассказывали нам, к какому всестороннему счастью ведут они российское образование. Теперь же все основные PR-мелодии реформаторов новой бумагой начисто дезавуируются.

Про повышение социального статуса педагога на фоне объявленных масштабов чистки даже и говорить неудобно. Реформаторы скажут: "Наоборот: вот избавится педагогический корпус от слабейших – статус и воссияет!" Не думаю: заданное повышение и без того запредельной нагрузки заставляет заподозрить обратное. Слабые педагоги – и в школе, и в вузах – проглотят новую плюху и будут терпеливо досиживать до пенсии. Уйдут – в иные отрасли и в иные земли – как раз лучшие педагоги.

На каком-то форуме я прочёл: "У нас в вузе и так нагрузка составляет 900 часов в год", если этот вуз уцелеет, нагрузка в нём скоро превысит 1150 часов – ни в одной на свете стране и втрое меньших не сыщешь. Тут же находит бесславный конец и минобровская песня о том, что преподавать в вузах должны большей частью действующие учёные: когда бедолагам с такими нагрузками заниматься наукой?

Специалисты, с которыми я успел поговорить, дружно предсказывают повторение беды 90-х, когда систему образования покинуло множество полезнейших его работников. Новая бумага полностью опровергает и другую любимую песню реформаторов – об ужасно современных "индивидуальных образовательных траекториях", которые якобы являются главной целью реформ: резкое снижение удельной численности педагогов абсолютно исключает какую бы то ни было индивидуализацию образования.

Смешнее всего, что сливается и базовая мантра о борьбе с коррупцией в высшем образовании: "дорожная карта" ясно указывает на предстоящее увеличение в общем числе студентов доли заочников, вечерников, дистанционников. Значит, как ни клеймит Минобр "неэффективные" вузы за продажу дипломов, подменяющую образование, на практике бизнес по торговле дипломами в рассрочку будет скорее расширяться.

Совсем кисло получится с реформаторской мантрой о "равной доступности качественного образования по всей России". "Дорожная карта" прямо свидетельствует об усилении жесткого курса на предельную централизацию высшего образования. Серьёзные вузы сохранятся только в столицах, да ещё от силы в двух-трёх крупнейших городах. Вся остальная страна будет для талантливой молодёжи местом, откуда любой ценой надо вырваться, со всеми губительными следствиями такого географического апартеида. А иные посулы реформаторов, содержащиеся в "дорожной карте", опровергаются ею же самой.

Она, например, обещает повысить в полтора раза долю молодых учителей в школе, что совершенно нереально. Не только потому, что дикие нагрузки и бесконечный чиновничий гнёт делает позицию учителя не слишком привлекательной для молодых людей, но ещё и потому, что с карты России стираются педагогические вузы. В прошлом году примерно три десятка были "реорганизованы" до степени исчезновения. Ещё десятки числятся сейчас в минобровском перечне "неэффективных вузов", то есть будут прикрыты в нынешнем году.

То, что в "дорожной карте" именуется "эффективностью образования", есть ни что иное как экономия бюджетных расходов на образование. Мне, по правде сказать, не нравится сама идея такой экономии. Знаменитый педагог Е. А. Ямбург правильно говорит: "Сэкономите на школах – разоритесь на тюрьмах". Но даже если и вправду урезки расходов избежать нельзя, её не обязательно проводить так бездарно и с такими легко предсказуемыми дурными последствиями. Удачи вам!