"Энергия" космоса

В монтажных корпусах Байконура готовят к запуску грузовой "Прогресс М-18М" и пилотируемый "Союз ТМА-08М". Их путь на Байконур начался в подмосковном Королеве, в цехах ракетно-космической корпорации "Энергия", где создают не только пилотируемые и грузовые корабли, но и целые космические лаборатории.

В монтажных корпусах Байконура готовят к запуску грузовой "Прогресс М-18М" и пилотируемый "Союз ТМА-08М". Их путь на Байконур начался в подмосковном Королеве, в цехах ракетно-космической корпорации "Энергия". Здесь создают не только пилотируемые "Союзы" и грузовые "Прогрессы", но и целые космические лаборатории.

Монтажно-испытательный корпус космодрома Байконур. Финальные испытания грузового корабля "Прогресс". Его с осторожностью помещают в барокамеру.

Если все технические показатели будут в норме, то дальше только космос. Полет уже в феврале. Однако путь сюда у каждого изделия долгий. Все начинается в подмосковном Королеве, в главной кузнице российской космонавтики — Ракетно-космической корпорации "Энергия".

Именно здесь долгие годы думал и творил космические шедевры Сергей Королев. Под его руководством создавали баллистические ракеты, стратегические ракетные комплексы. Здесь появились на свет первый искусственный спутник Земли и пилотируемые корабли.

"Так сложилось уже, что все наше общество, вся нация переживает и за успехи, и за неудачи космической отрасли. То есть в отличие от других сфер деятельности России, космическая отрасль является родным делом для очень многих людей", — подчеркнул зампред правительства России Дмитрий Рогозин.

"Энергия" и сегодня ведущее предприятие отечественной космонавтики. Оно стало одним из первых в этом году, куда с рабочим визитом приехал вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин в сопровождении главы Роскосмоса Владимира Поповкина. Обсуждали как день сегодняшний, так и планы на будущее.

"Должно быть пять холдингов, которые сконцентрируют в себе компетенцию, связанную с системами выведения, системами управления, системами разработки спутников, силовых установок, двигателестроения", — поставил задачу Дмитрий Рогозин.

Программа пока в стадии обсуждений. Впрочем, "Энергия" по-прежнему в движении. В ее цехах активно собирают новые корабли.

"В ближайшие 2-3 года мы собираемся сделать модификацию кораблей "Союз" и "Прогресс", "Союз-МС" и "Прогресс-МС". В них будет встроено то, что нам уже привычно в жизни – система глобального позиционирования, то есть по-американски GPS, по-нашему ГЛОНАСС", — рассказал руководитель Центра проектирования пилотируемых космических комплексов Игорь Хамиц.

С помощью системы ГЛОНАСС будут определять координаты кораблей, как в космосе, так и точку их посадки на Земле. "Союзы" и "Прогрессы" — лишь часть того, что здесь рождается на свет. Это контрольно-испытательный центр "Энергии".

"Перед тем, как отправить на полигон корабли, здесь досконально проверяют все, что возможно, вплоть до нештатных ситуаций", — пояснил Игорь Хамиц.

На стендах — макет российского сегмента МКС, научные модули, барокамеры, стыковочные агрегаты, солнечные батареи. Все, что необходимо для полноценной, безопасной и серьезной работы на земной орбите. Разработка последних лет – космическая кладовка, модуль "Рассвет". Уже два года он работает на орбите.

"Доставлялся на шаттле, привез 1,5 тонны груза, радиатор для модуля "Наука". А также привез шлюзовую камеру для модуля "Наука", которая одной частью пристыкуется к модулю "Наука". С этой стороны экипаж будет проводить научные эксперименты, закрывать крышку, а дальше снаружи, с помощью этих механизмов, давление будет падать, крышка отойдет, и будет выдвигаться научная аппаратура", — поясняет Игорь Хамиц.

Шлюзовая камера – возможность проводить эксперименты в условиях открытого космоса без участия космонавтов. Все работы выполняет умная автоматика. 20-тонный модуль "Наука", где все это будет установлено, пока испытывается на Земле.

"Наука" в 5 раз больше своих предшественников. На модуле уже установлены холодильники-морозильники, виброизоляционная платформа. Все это позволит ученым увеличить количество экспериментов на земной орбите. Летом "Науку" отправят на полигон для финальных испытаний, а в конце года ее доставят на МКС. Тем временем, в "Энергии" уже трудятся над новым проектом.

"Мы делаем сейчас новый пилотируемый космический корабль, который должен летать на любых орбитах, включая орбиту Луны, доставлять на орбиту, в отличие от "Союза" не три, а четыре человека", — не без гордости рассказывает о новых проектах Центра проектирования пилотируемых космических комплексов Игорь Хамиц.

От проекта до реального полета, по первым подсчетам, около 5 лет. А пока на орбиту готовятся очередные "Союзы". Эта машина уже в мае 2013 года доставит на МКС интернациональный экипаж с космонавтом Федором Юрчихиным и астронавтами Карен Найберг и Лукой Парметано.