Тема:

Кризис власти в Египте 3 года назад

Тьма египетская. Сможет ли президент Мурси удержать страну от распада?

Военное руководство Египта понесло новые потери

Военное руководство Египта понесло новые потери
фото EPA

Несмотря на введение чрезвычайного положения в нескольких районах Египта, обстановка продолжает накаляться. В Каире не утихают столкновения демонстрантов с полицией, постоянно поступают сообщения о новых пострадавших. Что сможет противопоставить президент Мурси растущему недовольству народных масс?

В Египте не утихают беспорядки. В трёх провинциях Суэцкого канала, в которых накануне президентским указом было введено 30-дневное чрезвычайное положение, продолжаются столкновения полиции с протестующими, в первую очередь, футбольными фанатами. На улицах разводят костры и устраивают импровизированные футбольные матчи. В Порт-Саиде, где в субботу погибли четверо и пострадали несколько сотен демонстрантов, люди, несмотря на запрет на массовые акции, продолжают тысячами выходить на улицы и требовать отставки президента Мохаммеда Мурси и прекращения правления "Братьев-мусульман" (запрещена в РФ), в город введены войска.

Группа вооружённых автоматами людей даже попыталась захватить местную тюрьму, но, встретив сопротивление, скрылась в неизвестном направлении. Настойчивость демонстрантов объясняется тем, что 26 января специально прибывший для этого случая из Каира судья приговорил к смерти 21 футбольного болельщика, признав их виновными в массовой драке с каирскими фанатами, в ходе которой погибли 73 человека. Введение чрезвычайного положения ничего не поменяло. Прибывшая из Каира армия стрелять в восставших не хочет, а местная полиция — просто боится. По сути, крупнейшие города Суэцкого канала, который обеспечивает львиную долю доходов египетского бюджета, президенту не подчиняются.

Несмотря на это, Мурси не оставляет попыток наладить диалог с оппозицией. В понедельник в ходе первой круглого стола встречи в рамках общенационального диалога было объявлено о создании специальной конституционной комиссии по решению спорных в новой конституции, в которую войдут пять экспертов по правовым вопросам и пять политических деятелей. При этом шесть мест будут зарезервированы за представителями исламских политических партий, которые занимались разработкой конституции, в том числе салафитов, а ещё четыре места займут члены оппозиционного Фронта национального спасения, которые бойкотировали разработку конституции. После этого поправки должен будет одобрить Совет представителей, который необходимо будет избрать. Очевидно, радикально настроенным протестующим такая форма диалога может показаться попыткой власти затянуть переговоры и подмять оппозицию под себя, поэтому особых надежд на внезапное прекращение беспорядков никто не питает. Тем не менее, президент Мурси ещё раз обратился к оппозиционным политикам с призывом сесть за стол переговоров, заявив, что готов пригласить каждого из них лично.

При этом президент начал наступление на наиболее активную группу протестующих, которые называют себя "Чёрным блоком". Эти люди в чёрных одеждах и масках стоят в первых рядах на всех демонстрациях и чаще всего являются зачинщиками столкновений с полицией. В своей группе в Facebook (запрещена в РФ) члены "Чёрного блока" заявляют, что не являются ангажированной политической группировкой, а просто отстаивают свои права. "Мы не принадлежим ни к какой группе, партии или политическому движению, мы не являемся финансируемой церковью христианской вооружённой группировкой, как пытаются нас выставить "Братья-мусульмане", — пишут активисты в своём заявлении, — Мы – порождение крови мучеников, и наша единственная цель – возмездие за гибель людей". Простая логика участников группировки – если люди погибли, за это должен кто-то ответить – находит понимание у демонстрантов, привлекая в неё новых участников.

Не отрицая идею государства в целом, участники "Чёрного блока" являются хорошим инструментов давления на власть, так как способны повести за собой толпу. С их появлением связывают новый виток противостояния в Египте, где либеральная оппозиция сильно сдала свои позиции. По всей видимости, это почувствовали власти Египта: 29 января Генеральная прокуратура Египта объявила членов группировки вне закона – им вменяется в вину создание организованной группы с целью террористической деятельности, которая "напрямую затрагивает безопасность страны". Армии и полиции дано указание задерживать участников "Чёрного блока" и всех сочувствующих им лиц.

Уже сейчас ясно, что это решение лишь подольёт масла в огонь уличного противостояния. Особенно знаменательны даты, которые добавляют событиям драматизма. 25 января 2011 года началась египетская революция, которая 11 февраля закончилась свержением Хосни Мубарака с поста президента. Многие демонстранты на площади Тахрир не скрывают своего желания остаться на площади до этой даты, чтобы собственноручно вынести президента из его дворца. Придя к власти чуть более года назад, египетский президент уже взял на вооружение приёмы своего предшественника: лояльный парламент, зависимые судьи, расширенные полномочия, а теперь ещё и чрезвычайное положение (при Мубараке оно продлилось 30 лет). Нет ничего удивительного, что люди, два года назад вышедшие на Тахрир против тирании, сделали это снова, когда её угроза снова становится всё более ощутимой. И если Мурси не удастся договориться с оппозицией о конституционном диалоге, новую конституцию могут принять уже без него.