Возглавит ли Пентагон бывший сержант?

В США в сенатском комитете по вооруженным силам обсудили, можно ли назначить Чака Хейгела на пост главы Пентагона. Его кандидатуру предложил президент Барак Обама в начале января этого года.

В США в сенатском комитете по вооруженным силам обсудили, можно ли назначить Чака Хейгела на пост главы Пентагона. Его кандидатуру предложил президент Барак Обама в начале января этого года.

Решение Барака Обамы назначить на пост министра обороны США бывшего сенатора-республиканца от штата Небраска Чака Хейгела, конечно же, попытка собрать кабинет из членов обеих главных партий США. Как ни странно, больше всего претензий к этой кандидатуре нашлось у товарищей Хейгела из "Великой старой партии". Те опасались, что он станет слишком мягким министром обороны, критиковали за призывы урезать расходы на финансирование программ Пентагона, за разговоры о мире без ядерного оружия, за нежелание решать иранскую ядерную проблему военным путем.

На слушаниях в сенатском комитете по вооруженным силам Хейгелу специально пришлось проговаривать, что проблему он не отрицает, а решение видит в санкциях. Но если прикажут воевать – подчинится. "Как и президент, я уверен, что нельзя позволить Ирану получить ядерное оружие. Действовать здесь можно разными способами. Моя позиция состояла в том, что мы должны вести не работы по сдерживанию Ирана, но играть на упреждение. Как министр обороны я, конечно, подготовлю ведомство к любому развитию событий. Это моя работа и моя ответственность", — заявил кандидат на пост главы Пентагона.

Кроме того, ветеран войны во Вьетнаме, Чак Хейгел часто критиковал политику республиканца-Буша в Афганистане и Ираке. Впрочем, это явно на руку Бараку Обаме, который готовит вывод американского контингента из Кабула и в лице Хейгела найдет союзника в этом вопросе.

Республиканцы позиции Хейгела по Ираку не забыли до сих пор и прощать не собираются. Так, сенатор от штата Аризона Джон Маккейн говорит ему: "Членов комитета смущают ваши политические взгляды, со многим мы принципиально не согласны. Мы не уверены, что вы сможете профессионально и объективно судить об окружающем, учитывая то, что вы думаете о нашей безопасности и о безопасности на Ближнем Востоке. Кстати, вы по-прежнему считаете ошибочной операцию в Ираке? Вы до сих пор так считаете?

Далее последовал жесткий диалог:

Хейгел: Ну, раз я так говорил, значит это моя позиция. И что?
Маккейн: И вы были правы? Это было корректное суждение?
Хейгел: Оставим это на суд истории.
Маккейн: О ваших словах судить комитету! И о вашей правоте!
Хейгел: Я объясню, почему я так сказал.
Маккейн: Так правы вы были или нет? Прямой вопрос. Я жду прямого ответа.
Хейгел: Тогда операция казалась нужной, однако потом...
Маккейн: Ответьте, пожалуйста, прямо. Вы были правы или нет, когда назвали иракскую операцию худшим примером внешней политики со времен Вьетнама? Вы были правы или нет? Да или нет?
Хейгел: Мое отношение к операции было...
Маккейн: Отвечайте на вопрос, сенатор Хейгел! Были вы правы? Ответите – и будете свободны.
Хейгел: Тогда я не отвечу – "да" или "нет".
Маккейн: Так и запишем: "Отказывается отвечать". Продолжим...
Хейгел: Можно, я объясню?
Маккейн: Нет! Сначала ответьте – "да" или "нет".
Хейгел: Я не собираюсь этого делать. Думаю, проблема глубже, чем вам кажется. И, как я говорил, оставим это на суд истории. Что до сравнения с Вьетнамом, то имелась в виду не операция в Ираке, а решение оставить там войска.

Хейгел также заявил, что под его руководством США продолжат выполнять соглашение с Россией по СНВ-3.

Чак Хейгел известен своим весьма прохладным отношением к Израилю как главному партнеру на Ближнем Востоке, а это своего рода лакмусовая бумажка для консервативных республиканцев. На слушаниях бывшему сенатору специально пришлось проговаривать вслух, что Пентагон под его руководством не забудет о старых партнерах. "Очень важно работать с нашими союзниками и партнерами, чтобы соблюсти интересы Америки, а также в целях национальной и глобальной безопасности. Если мою кандидатуру утвердят, я продолжу политику на усиление наших союзов и партнерств по всему миру – ту самую, которую проводили мои предшественники, министры обороны Гейтс, Панетта, а также госсекретарь Клинтон", — подчеркнул он.

Убедить товарищей по партии в профпригодности Хейгелу точно не удалось: из 45 сенаторов-республиканцев лишь один сказал, что будет голосовать за назначение Хейгела.

Впрочем, большинство в сенате — у демократов, которые против выступать не собираются. Возможно, на это повлияло и то, что о Хейгеле весьма тепло отзывается только что назначенный на пост госсекретаря США Джон Керри. Их сближают как раз позиции по Ирану и Израилю, а ведь кандидатуру Керри сенат поддержал подавляющим большинством голосов.

Если сенаторы утвердят и кандидатуру Чака Хейгела, то он станет первым главой Пентагона с воинским званием ниже офицерского: он сержант.