Маяк в Балтийске отмечает 200-летний юбилей

В Балтийске отмечают юбилей самого западного маяка в России. Его построили ровно 200 лет назад, и работает он до сих пор. Этот маяк указывал путь еще солдатам армии Наполеона – в те времена для освещения использовали пропитанные растительным маслом фитили.

В Балтийске отмечают юбилей самого западного маяка в России. Его построили ровно 200 лет назад, и работает он до сих пор. Этот маяк указывал путь еще солдатам армии Наполеона. В те времена для освещения использовали пропитанные растительным маслом фитили. В начале XX века на башне установили электрическую лампу с линзами, и эта система исправно служит и сейчас.

Он провожает и встречает корабли уже две сотни лет: самый западный маяк страны сегодня отмечает солидную дату. Его смотритель из Валерия Яковлевича давно превратился в Валерия Маяковича: все в Балтийске знают, кто поддерживает свет на высокой 33-метровой башне. Для него это обычный рабочий день — нужно подняться на маяк и проверить всю электронику и механизмы.

126 ступеней по крутой винтовой лестнице, и мы на самом верху — в фонарном сооружении. Здесь установлена лампа, окруженная кольцом мощных линз. Проблесковый огонь Балтийского маяка виден на расстоянии 16 морских миль.

Такая видимость — а это около 30 километров — достигается благодаря тому, что линзы фокусируют свет лампочки в тысячу ватт и усиливают его. Хотя вся лестница в башне покрыта ледяной коркой, здесь, под куполом, от ламп настолько жарко, что летом температура достигает 60 градусов.

Впервые его яркий свет увидели солдаты армии Наполеона, покидавшие немецкую крепость Пиллау 6 января 1813 года. В те времена смотрители маяка использовали растительное масло, и вместо оптики в башне были установлены фитили, поддерживавшие огонь. Позже масляную лампу заменили на керосиновую и лишь в конце XIX века — на газовую. А ровно сто лет назад он начал работать от электричества. Несмотря на современные спутниковые системы навигации, Балтийский маяк по-прежнему служит главным ориентиром для кораблей, входящих в западные морские ворота.

"Увеличилась интенсивность судоходства и калининградские порты переваливают много грузов. Идут суда — и заходят, и выходят. Маяк должен работать круглосуточно", — рассказывает начальник маяка Валерий Безгулов.

В музее Балтийского флота собрана целая галерея фотографий, посвященных главному навигационному огню на Балтике, который вначале зажгли на деревянной лоцманской башне. А позже — в каменной, построенной по проекту новатора европейской архитектуры XIX века Карла Фридриха Шинкеля. Здесь собраны старинные документы о маячной службе, которую несли все члены семьи главного смотрителя маяка.

"Даже если его супруга или дети собирались в отпуск, они должны были брать разрешение у вышестоящего морского начальника, потому что боевая готовность маяка подрывалась", — рассказывает директор музея Балтийского флота Фаниль Валитов.

Самый западный маяк – это важный военный объект гидрографической службы Балтийского флота. Несмотря на это, как и 200 лет назад, его смотритель несет здесь службу вместе с семьей. Они живут в маячном городке и во время сильных ураганов следят, чтобы свет на башне не погас.