Борьба с гололедицей: радиоактивные реагенты портят обувь и провода

Химикаты, которыми зимой посыпают московские улицы, давно вызывают вопросы у жителей столицы. Горожане жалуются: соль портит кожаную обувь, ранит лапы домашним собакам во время прогулки. Насколько опасны противогололедные реагенты? И чем вообще посыпают московские улицы?

Химикаты, которыми зимой посыпают московские улицы, давно вызывают вопросы у жителей столицы. Горожане жалуются: соль портит кожаную обувь. Владельцы собак тоже недовольны: реагенты ранят лапы их любимцев. Что это за белые гранулы, которыми посыпают улицы в борьбе с гололедом? Не опасны ли они для здоровья?

В этом попытались разобраться сотрудники межрегионального общественного центра "За безопасность российских дорог". Они отнесли образцы реагентов на анализ сотрудникам кафедры почвоведения МГУ. О результатах исследования пишет журнал "За рулем". Результаты эти журналистов ошеломили и обескуражили: дороги у нас посыпают такими веществами, как галит и СБГ, которые запрещены к применению.

"Минеральное вещество желтого цвета называется галит. Его применение в качестве реагента не предусмотрено утвержденным городской властью регламентом "Технология зимней уборки". И не просто не предусмотрено, а запрещено к применению в принципе, поскольку крайне губительно для людей и природы", – отмечают журналисты.

Что касается СБГ, то это вещество поначалу было признано реагентом, а затем, пять лет назад, его запретили к применению. Издание отмечает, что это вещество городские власти должны были утилизировать – прошел даже соответствующий конкурс. Однако СБГ все равно оказался на улицах. Это вещество представляет собой электролитический шлам с Соликамского магниевого завода, то есть, фактически, это отходы производства.

"Вещество относится к третьему классу радиоактивной опасности, а также содержит токсичные элементы. В его составе – тяжелые металлы и радиоактивный элемент К-40 с периодом полураспада 1,3 миллиарда лет", – пишет издание.

Не так страшен реагент, как его малюют?

Блогеры тут же решили проверить, так ли страшен реагент. Автор блога idiot.fm Максим Кононенко пишет: "С интересом полез в "Википедии" смотреть, что же такое галит. Галит (греч. — соль) — каменная соль, минерал подкласса хлоридов, кристаллическая форма хлорида натрия (NaCl). Сырье, из которого изготавливается поваренная соль".

И продолжает: "Полез читать про страшный К-40. Оказалось, это изотоп калия. Весь имеющийся на Земле калий-40 образовался одновременно с возникновением самой планеты и с тех пор постепенно распадался. Своим существованием на сегодняшний день нуклид обязан большому периоду полураспада. Калий-40 вынужденно присутствует в живых организмах наряду с другими изотопами калия".

Согласно информации из "Википедии", этот элемент присутствует и в питьевой воде, поэтому можно сказать, что и воде присуща радиоактивность. Но концентрация этого вещества в воде до того мала, что не ведет к каким-либо вредным последствиям для организма. Более того, этот элемент присутствует и в теле человека. Впрочем, каким бы ни был период полураспада реагентов, горожане замечают, что вся эта химия может значительно ускорить период распада зимней обуви.

Эксперты: химикаты выводят из строя линии электропередач

Но даже если реагенты не так вредны для здоровья, как могло бы показаться, они все равно вызывают тревогу у специалистов. Так, в Санкт-Петербурге чрезмерное использование противогололедных веществ привело к отключению электроснабжения. Дело в том, что в теплую погоду реагенты испаряются и оседают на изоляторах линий электропередачи, выводя их из строя и разрушая. И такое же развитие событий может ждать и Москву, так как в столице используют очень много соли для очистки улиц ото льда.

"Вести Москва" приводят слова завкафедрой агроинформатики МГУ Дмитрия Хомякова: "То, что сейчас происходит в Петербурге, ожидает и Москву. Сегодня у нас разрешено в три раза увеличить солевую нагрузку, при этом власти взяли курс на снижение жидких продуктов. Воздействие солей на инженерные коммуникации в Москве возрастает, и оно будет сопровождаться увеличением риска неблагоприятных техногенных и экологических ситуаций".

1 февраля в Северной столице отключились несколько линий электропередач на Васильевском острове. Без света из-за этой аварии остались 4 тысячи человек.

Эксперты считают, что городским властям лучше отказаться от сыпучей технической соли и перейти на увлажненные или жидкие противогололедные реагенты. При распылении сухих солей только 40% остается на поверхности дорог, а остальное разлетается и оседает в том числе и на электрических проводах (не говоря уже про все остальное). А жидкие реагенты, все же, остаются на асфальте.

"Раньше в Москве мы использовали за сезон 140 тысяч тонн солей в виде как жидких, так и твердых реагентов. Но сегодня плюс ко всему мы еще 150 тысяч тонн завезли и распределяем ее на тротуарах, увеличив тем самым рациональную нагрузку на тротуарах как минимум в 10-12 раз", – пояснил Дмитрий Хомяков.

Пожалуй, жидкие реагенты – действительно разумный выбор. Особенно если учесть, что песок, который уже редко где используется для борьбы с гололедицей, создает грязь, а мраморная крошка забивает канализационные стоки.

Чиновники: в Москве используются только безопасные реагенты

Какие бы реагенты коммунальщики ни использовали в борьбе со льдом, чаще всего это химия. И полностью безвредных средств для этих целей еще не изобрели. Впрочем, как сообщает "Москва 24", обувь у горожан портится не столько от качества гранул, которыми посыпают улицы, сколько от концентрации реагентов. Порой дворники слишком уж щедро посыпают тротуары и расчетом, что "лишним не будет".

Глава департамента природопользования Москвы Антон Кульбачевский признает: в крупном городе невозможно отказаться от применения реагентов. Однако чиновник заверил, что борьба со льдом на московских дорогах ведется цивилизованно: "Никаких критических загрязнений почв, зеленых насаждений, водных объектов мы не наблюдаем".

Городские власти сообщают, что для посыпки столичных дорог используется реагент под названием "бишофит" – он же хлористый магний. Это вещество прошло государственную экологическую экспертизу. И все новые реагенты, которые предложит химическая промышленность для борьбы с обледенением, будут использоваться только после одобрения экспертами, заверяют чиновники.

За эту зиму в борьбе за чистые и не скользкие дороги коммунальные службы Москвы готовятся потратить более 300 тысяч тонн реагентов. Как отмечают журналисты, если бы весь этот объем химикатов перевозили по железной дороге, потребовалось как минимум 5 тысяч вагонов.