Врубелевский зал Третьяковской галереи стал концертной площадкой

Уникальный концерт в Третьяковской галерее: там впервые выступил дирижер с мировым именем, руководитель Симфонического оркестра имени Чайковского Владимир Федосеев. Зрительный зал и сцена – прямо во Врубелевском зале. По словам маэстро, шедевры живописи создают особую творческую атмосферу.

Уникальный концерт в Третьяковской галерее: там впервые выступил дирижер с мировым именем, руководитель Симфонического оркестра имени Чайковского Владимир Федосеев. Зрительный зал и сцена – прямо во Врубелевском зале. По словам маэстро, шедевры живописи создают особую творческую атмосферу.

Последний раз в Третьяковской галерее всемирно известный дирижер Владимир Федосеев был полгода назад. Говорит, ходил бы и каждые выходные, но – плотный гастрольный график. Впрочем, рассмотреть хотя бы одну картину Врубеля теперь получится точно, шутит маэстро. Концерты симфонического оркестра имени Чайковского здесь он обещает проводить пять раз в год. А значит, перед глазами постоянно будет полотно "Принцесса Греза" – прямо напротив дирижерского пульта.

"Скульптура – это застывшая музыка, а живопись — ее можно потрогать, и она очень действует на музыку, ведь многие композиторы создавали произведения под влиянием музыки", — говорит дирижер.

Много лет назад во время концерта Владимир Федосеев даже повредил руку дирижерской палочкой — во вдохновении. Рассказывает: во Врубелевском зале, где он выступает первый раз, тоже эмоции захлестывают. К выходу на сцену маэстро серьезно подготовился: приехал со своими "Картинками с выставки" — это цикл фортепианных произведений Модеста Мусоргского.

А вот настоящие картины Михаила Врубеля здесь повсюду. Теперь зал его имени — еще и концертная площадка. По словам музыкантов, акустика не хуже консерваторской.

Пианист Денис Мацуев и солистка Большого театра Анна Аглатова точно подтвердили бы — звук "объемный и звонкий". Во Врубелевском зале они уже выступали, рассказывает директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева. Музыкальные вечера она устраивает здесь больше пяти лет — возрождает традиции самого коллекционера. В его доме музыка никогда не была "фоном" — только высоким искусством, понятным немногим.

"Окружение Павла Михайловича было замечательным, потому что это были и художники, и музыканты того времени. И, конечно, это были дружеские концерты — мы понимаем, что это не были концерты для публики. Поэтому играли его друзья, приходили художники, которые очень любили музыку", — рассказывает она.

Музыку любил и сам Врубель – его жена была певицей. Часто просил ее что-нибудь исполнить, когда работал. Когда вокруг шедевры, и играется легче, рассказывает Владимир Федосеев. Что бы он ни исполнял – "Волшебное озеро" Лядова или "Серенаду для струнного оркестра" Чайковского — движения становятся мягче и динамичнее. У дирижера будто появляется соавтор в лице великого живописца.

"Тут ведь витает дух – и Врубеля, и не только", — говорит он.

Он выступал на лучших площадках Нью-Йорка и Милана, Вены и Цюриха — кажется, Владимира Федосеева уже ничем не удивишь. Зал Врубеля — исключение. Как и в картине "Демон сидящий", здесь есть что-то мистическое, уверен маэстро. Наверное, оттого сюда так хочется возвращаться — и быть не только музыкантом, но и обычным зрителем.