Российской гражданской авиации исполняется 90 лет

Гражданская авиация России отмечает юбилей. Ровно 90 лет назад, 9 февраля 1923 года, Совет труда и обороны принял постановление о создании Совета по гражданской авиации при Главном управлении Рабоче-крестьянского красного воздушного флота.

Гражданская авиация России отмечает юбилей. Ровно 90 лет назад, 9 февраля 1923 года, Совет труда и обороны принял постановление о создании Совета по гражданской авиации при Главном управлении Рабоче-крестьянского красного воздушного флота. Этот день теперь принято считать официальной датой рождения гражданской авиации страны. В июле того же года была открыта первая в России регулярная воздушная линия Москва – Нижний Новгород.

В 2012 году услугами только российских авиакомпаний воспользовались более 74 миллионов человек. Еще примерно 50 миллионов пассажиров через российские аэропорты перевезли иностранные авиакомпании, сообщает статистику ИТАР-ТАСС. Значение этого вида транспорта сложно переоценить. На Крайнем Севере, на значительной территории Сибири и Дальнего Востока гражданская авиация является для населения единственным видом обеспечения транспортной доступности с другими регионами страны.

Вопросы обеспечения населения транспортными услугами входят в обязанности не только федеральных властей, но и субъектов РФ. Актуальным стало взаимодействие центра и регионов в развитии регионального сектора гражданской авиации. При этом субсидирование региональных авиаперевозок строится на принципе совместного финансирования: федеральный центр отвечает за содержание и развитие аэропортовой инфраструктуры, а бюджеты субъектов РФ субсидируют региональные перевозки и местные воздушные линии.

Действенным шагом на пути решения проблемы территориальных и структурных диспропорций в развитии авиационных перевозок стала реализация Росавиацией решения политического руководства страны о предоставлении субсидий гражданам, проживающим в ее удаленных регионах. При этом в 2012 году были значительно расширены возрастные категории граждан, обладающих правом на льготную перевозку. Только с 1 апреля по 31 октября 2012 года 11 российских авиакомпаний выполнили субсидированные полеты по 33 направлениям из городов Дальнего Востока в Москву, Санкт- Петербург, Сочи и обратно. Количество перевезенных пассажиров за этот период достигло более 456 тысяч человек.

Отрасль открыта для инноваций. Полтора года назад произошел переход на сокращенные интервалы вертикального эшелонирования. При такой организации полетов экономия авиационного топлива на маршрутах протяженностью более двух тысяч километров составляет до одной тонны на одно воздушное судно. Благодаря унификации структуры воздушного движения с сопредельными странами, оно стало, по словам специалистов, "бесшовным".

Однако при комплексной оценке картина будет не столь радужной, как хотелось бы. В постсоветский период произошло стремительное сокращение количества гражданских аэропортов – с 1302 в 1992 году до 315 в 2012 году. В результате этого до сих пор сеть пассажирских авиалиний более чем на 60 процентов проходит через московскую воздушную зону. Это означает, что попасть из одного города России в другой можно только с пересадкой в столице.

Отсутствие массового производства отечественных пассажирских воздушных судов породило проблемы с их ремонтом и техническим обслуживанием. В 1991 году отрасль располагала 8269 самолетами отечественного производства, а к 2012 году их число сократилось до 1467. Из более чем тысячи магистральных и региональных пассажирских самолетов 52 процента составляют зарубежные аналоги. Правда, в последние годы в этом плане наметилась положительная динамика – разработан и уже эксплуатируется, в том числе и российскими авиакомпаниями, ближнемагистральный пассажирский самолет "Сухой Суперджет 100", идут работы над ближне- среднемагистральным самолетом МС-21, который должен прийти на смену Ту-154 и семейству Ту-204.