Ставка на разоружение. Реплика Александра Привалова

Интернет-портал New York Times со ссылкой на источники в администрации президента сообщил, что в Послании к Конгрессу Обама намерен призвать к дальнейшему сокращению стратегических ядерных вооружений. Он договорился с военными о сокращении числа стратегических ядерных боеголовок примерно на треть.

Интернет-портал New York Times со ссылкой на источники в администрации президента Обамы сообщил, что в ежегодном Послании к Конгрессу Обама намерен призвать к дальнейшему сокращению стратегических ядерных вооружений. По данным источника, Обама договорился с военными о сокращении числа стратегических ядерных боеголовок примерно на треть.

Президент США считает, что "можно значительно сократить число развёрнутых ядерных боеголовок и тем самым сэкономить большое количество средств, не рискуя при этом безопасностью Америки". Треть боеголовок – это довольно много. Сейчас в арсенале США — 1700 ядерных боезарядов. В соответствии с договором СНВ, подписанным президентами России и США в апреле 2010, стороны намерены за семь лет сократить суммарное количество боезарядов лишь до полутора тысяч.

Впрочем, американцы поговаривают об ускоренном сокращении уже несколько лет. Газеты писали, что в администрации Обамы среди возможных вариантов обсуждалось сокращение даже до 300-400 единиц.

У инициативы Обамы есть две стороны: внутри- и внешнеполитическая. Изнутри резоны администрации вполне однозначны. Главный из них – разумеется, денежный. Оно, конечно, печатный станок у американцев под рукой, и затормаживать его никто всерьёз не собирается. Но и с круглосуточной работой этого станка дефицит получается таких масштабов, что как-то экономить всё же надо. В частности, на военном бюджете – без сравнения самом большом в мире. Те 8 миллиардов долларов в год, которые предлагаемое сокращение позволит сэкономить, на фоне эмиссии, составляющей ныне примерно триллион в год, никому не покажутся очень уж серьёзным достижением.

Но тут 8 миллиардов, там 8 миллиардов – глядишь, какая-никакая экономия и набежала. "Курочка по зёрнышку клюёт". К тому же про ядерное оружие всё чаще и всё безоговорочнее пишут, что роль этого – некогда абсолютно ключевого – фактора на глазах снижается. Дело не только в том, что гарантированное 10- или даже 20-кратное уничтожение оппонента, необходимость которого и полвека назад требовало долгих пояснений, теперь уже большинству наблюдателей кажется излишним.

Дело ещё и в том, что довольно заметное превосходство США в новых видах вооружений (прежде всего, так называемых высокоточных) делает сокращение числа ядерных боеголовок совсем уж безболезненным для их безопасности – во всяком случае, по мнению Пентагона.

При всём том, не очень похоже, что американцы собираются сокращать число своих ядерных зарядов в одностороннем порядке. Во всяком случае, такого поворота не хочет республиканское большинство в Конгрессе, а оно ведь, как-никак, большинство. Так что Обама будет приглашать Москву к дополнительным сокращениям ядерных арсеналов. Вице-президент Байден уже говорил об этом главе нашего МИДа Сергею Лаврову. Этому же, по слухам, будет посвящён вторничный визит в Москву заместителя госсекретаря по контролю над вооружениями Роуз Гётемюллер. И вот эта, внешнеполитическая сторона инициативы Обамы нас, конечно же, занимает больше.

Я не думаю, что российская сторона будет расположена немедленно принять предложение американцев об ускоренном сокращении числа ядерных боеголовок. Не только потому, как уже написали в газетах, что такой шаг вызвал бы недовольство среди военных и представителей ВПК, которым-де только что пообещали денег на создание тяжёлой баллистической ракеты SS-27. Ровно потому же, почему американцам выгодно, выигрывая в сфере высокоточного оружия, сокращать запасы ядерного, нам не выгодно с таким сокращением спешить – это способны понять не только военные и оборонщики. Тем не менее, саму активизацию переговоров следует, мне кажется, приветствовать.

Нынешнее заметное ухудшение американо-российских отношений, равно как и не слишком большой, вежливо говоря, успех знаменитой "перезагрузки" объясняются – наряду с иными факторами – острым дефицитом конкретных тем для двухстороннего общения. С уходом американцев из Афганистана, где сотрудничество с Россией было для них более чем желательно, дефицит таких тем становится едва ли не тотальным. А потому темой ядерного вооружения не только позволяющей, но и прямо требующей формата тет-а-тет, нам никоим образом не следует пренебрегать.

Другое дело, что в ближайшие годы (до 2020 года как минимум) основные игроки: США, европейские страны, Япония, Китай – будут заняты расчисткой собственных завалов, решением собственных внутренних и внешних проблем, в списке которых Россия не значится. И это очень хорошо. Потому что к тому моменту, когда они эту расчистку произведут, лучше бы нам находиться в существенно лучшей экономической и интеллектуальной форме, чем сегодня. Нам тоже надо сосредоточиться на внутренних делах, выйти к уверенному росту, восстановить конкурентоспособность национального хозяйства. Ведя при этом, в частности, неспешные переговоры о таком святом деле, как ядерное разоружение. Удачи вам.