Театр наций проведет зрителя по "Стеклянному зверинцу"

Столичный Театр наций готовится к премьере. В субботу зрители увидят постановку пьесы американского классика Теннеси Уильямса "Стеклянный зверинец". В главной роли – Марина Неелова. Пока игру актеров оценили только журналисты.

Столичный Театр наций готовится к премьере. В субботу зрители увидят постановку пьесы американского классика Теннеси Уильямса "Стеклянный зверинец". В главной роли – Марина Неелова. Пока игру актеров оценили только журналисты.

Том подбегает к Аманде и со злостью, завязав ей рот, крутит ее на стуле: "Мама, скоро мы все взлетим, и ты только будешь этому рада – ты улетишь, как ведьма".

И это только начало. В спектакле "Стеклянный зверинец" с каждой репликой и мизансценой герои все ближе к семейному краху. К концу репетиции, по словам актеров, самое сложное – не потерять голос. Драматургия Теннесси Уильямса в требует эмоций через край.

Каждое слово Марины Нееловой ловят и партнеры по сцене, и сам режиссер, Туфан Имамутдинов. Для него, еще недавно окончившего ГИТИС, это уже третья работа на сцене Театра Наций. Для ведущей актрисы "Современника" – первая. На чужой площадке Марина Мстиславовна играет редко. Только если по-настоящему "заболеет" произведением и ролью. В случае с Амандой, по словам Уильямса – "маленькой женщиной с беспорядочной жизненной силой" – вышло именно так.

"Чем дальше персонаж, тем интересней вступать в новую воду, потому что ты сначала ее просто представляешь, потом продумываешь и только потом вступаешь", — делится опытом народная артистка РСФСР.

Семейный портрет в скупом интерьере. Нервная и вздорная Аманда – мать двоих детей, которую оставил муж. Кроткая, вечно печальная и мечтающая о любви Лаура. Том – странник по натуре, прозябающий на работе в магазине "Межконтинентальная обувь". Их диалоги похожи на обычные разговоры на кухне. Обсуждение здоровья сменяется беседой о работе. "Ты же не можешь потерять эту работу, подумай, как мы будем жить". Но осознание безрадостности жизни остается до занавеса.

"Как расшатать эти рамки, как выйти из этого гроба, как расшатать его – это проблема, которая меня волнует. Поэтому "Стеклянный зверинец" – это и есть то произведение, которое отвечает на эти вопросы", — убежден Туфан Имамутдинов.

Эта история не выдуманная, а реальная. Всех героев Теннеси Уильямс списывал с членов своей семьи. Правдоподобность пьесы в 50-е подкупила и критиков, и режиссеров. Кстати, их задачу драматург сильно упростил. Каждый эпизод – как подробная инструкция по постановке. Отмечено даже, когда герой должен повернуться в профиль, и когда осветителю приглушить свет софитов.

На сцене ни одной случайной детали. Самих героев, их одиночество и страхи режиссер заточил в картонную коробку. Ее стены – как границы мира Аманды, Лауры, Тома и Джима. Каждый из них хочет отсюда вырваться, но не может.

Туфан Имамутдинов придерживается авторской трактовки во всем. За исключением одного – Том, прототип самого драматурга, слушает легендарного лидера группы The Doors Джима Моррисона – когда пьесу напечатали, будущий знаменитый музыкант только родился.

"Стеклянный зверинец" – и метафора жизни персонажей, и коллекция фигурок Лауры – героини Аллы Югановой, актрисы "Ленкома". Персонажи пьесы, кстати, собирают каждый свое. Том – билеты в кино. Аманда – воспоминания. Как хрупки стеклянные фигуры, так непрочно все и в жизни. Об этом спектакль, в котором герои все полтора часа спорят, расходятся и от этого убеждают зрителя – взаимопонимание и есть любовь.