Тема:

Папа Римский Франциск 5 месяцев назад

Митрополит Иларион: папа римский принял мудрое решение

Мир поражен знаком с небес – молнией, ударившей в купол собора Святого Петра в день, когда о своем предстоящем отрешении от Святого престола объявил папа Бенедикт XVI. Наверное, самым информированным о ватиканских делах из россиян является митрополит Иларион, давший интервью "Вестям в субботу".

До того как на Челябинск свалился метеорит, мир был поражен другим знаком с небес — молнией, которая ударила в купол собора Святого Петра в Ватикане в день, когда о своем предстоящем отрешении от Святого престола объявил папа Бенедикт XVI. Такой "отставки" не было много веков. Впрочем, чаще всего вспоминали предыдущий такой случай — в 1415 году отрекся папа Григорий XII. Меньше вспоминали про отрекшегося еще в 1294 году папу Целестина V. И уж совсем единичными были ссылки на то, что какой вердикт (по-другому не скажешь) в отношении Целестина в своей "Божественной комедии" выдал Данте. А он встречает его у врат ада и пишет именно, что "узнал того, кто от великой доли отрекся в малодушии своем".

Журналистам особенно нравится показывать кадры встречи Бенедикта XVI с Фиделем Кастро. В кадре — два весьма пожилых человека. При этом Фидель — кстати, окончивший иезуитский колехио, — ушел в отставку по состоянию здоровья. Не он ли и подсказал? Думается, что такое утверждение — преувеличение. Много ценнее кадры, где тогда еще не папа, а кардинал Ратцингер ведет службу и подходит к тогдашнему папе Иоанну Павлу II. Знающие люди утверждают, что, видя, как он тогда сдал, Ратцингер предлагал ему отречься, но не уговорил. Зато сам решил не затягивать.

Как бы то ни было, оставайся Ратцингер не папой, а кардиналом, в свои 86 он бы сейчас в избрании следующего Папы участия не принимал. Белый или черный дым из ватиканской трубы валит как сигнал о том, как проголосовал конклав, в котором заседают только те кардиналы, кому еще не исполнилось 80 лет. Наверное, самым информированным о ватиканских делах из россиян является митрополит Иларион. Во-первых, многие годы он представлял РПЦ в католической Вене. Во-вторых, сменив на посту главы Отдела внешних сношений РПЦ митрополита (теперь Патриарха) Кирилла, владыка Иларион является, говоря светским языком, главой МИД русского православия.

- Владыка, есть некая деликатность в том, что мы сейчас с вами будем обсуждать, ибо и вы, и я не являемся католиками. Вы, впрочем, человек, много лучше разбирающийся в церковной механике, но не обязательно желающий всю ее раскрыть журналистам. Как Вы отнеслись к новости об отречении папы римского?

- Новость эта стала неожиданностью для всех, в том числе и для ближайшего окружения папы. Декан коллегии кардиналов Анджело Содано сказал, что это — гром среди ясного неба. На самом деле папа в последние годы делал какие-то намеки на то, что это может произойти. И не случайно он посещал гробницу Целестина V, одного из немногих пап, который как раз отрекся от папского престола и который впоследствии был канонизирован. Я думаю, что папа размышлял об этом. Думаю, что решение это было плодом его ответственного отношения к своему посту. И, наверное, взвесив свои собственные физические силы и возможности, он принял такое, я бы сказал, мудрое решение.

- Сразу несколько деталей прозвучало в Вашем ответе. Более того, Вы сказали, что это мужество со стороны папы римского. Но в то же самое время есть слова его брата Георга, который сказал, что со здоровьем у него все нормально и он просто устал. В этой связи есть все-таки скепсис по отношению к этому решению Бенедикта XVI. Вы его, я чувствую, не разделяете, но как бы Вы его прокомментировали?

- Я не разделяю скепсис, не разделяю теорию заговора. Я лично трижды встречался с папой. Он для своего возраста обладает, может быть, неплохим здоровьем, хотя даже за последние несколько лет, что я имел возможность его наблюдать, он сильно состарился и, как говорят, сильно сдал. Но, учитывая то, что он никогда не воспринимал этот пост как церемониальный, никогда не рвался к этому посту, воспринял его как возложенный на него крест, исходя из этого вот высокого чувства ответственности, он понимает, что, чем дальше будет двигаться время, тем больше он будет стареть, тем более немощным он будет становиться. И вот он принял это решение — уступить свой пост кому-то другому.

- По мнению многих, катализатором решения Бенедикта XVI стала критика, которая раздается в адрес Католической церкви. Там, к сожалению, есть случаи сексуального насилия над детьми, и много чего еще накопилось. Вся эта история с его камердинером... Говорю это к тому, что Русская Православная Церковь тоже иной раз оказывается под атаками недоброжелателей. Это стало катализатором или нет, как Вам кажется?

- Тут трудно сказать. Думаю, папа взвешивал все обстоятельства. Самое главное — действительно Католическая церковь в последние годы столкнулась с новыми вызовами. В каком-то смысле они старые, потому что даже при Иоанне Павле II Католическую церковь критиковали за консерватизм, традиционализм, и критика в основном исходила от крайне либерального крыла западного общества. Но, папа Иоанн Павел II был популярным человеком у средств массовой информации, он был такой медиазвездой. Бенедикт XVI находился рядом с ним — он был тогда кардиналом и возглавлял одну из главных конгрегаций. Он видел этот процесс старения и умирания, но видел не так, как средства массовой информации смотрят на это. Он видел это глазами человека Церкви и понимал, что фактически на какое-то время Церковь при живом папе оставалась без реального управления или это управление было вверено другим людям. Думаю, что, будучи свидетелем этого опыта, он не пожелал его повторить в своей собственной судьбе.

- Вы упомянули Целестина V. Он же упомянут в "Божественной комедии" Данте, где поэт его в малодушии, кажется обвиняет. Есть и такой светский взгляд.

- Вот опять пример разного взгляда на церковную действительность. Данте, как известно, поместил Целестина V в ад, а Католическая церковь его канонизировала.

- Никогда в жизни не думал, что поймаю вас на слове, но неожиданно поймал. Вы, говоря, от первой иерархии Католической церкви говорили просто папа, в то время как, насколько я понимаю, в православной системе координат надо непременно добавлять "римский", ибо есть папа александрийский, намного более близкий Русской Православной Церкви с точки зрения канона. Это вступление к тому вопросу, который я хотел задать. У вас с католиками есть общая негативная повестка дня. Я говорю о неприемлемости и для русского православия, и для римского католичества таких вещей, как, например, однополые браки, что сейчас очень часто звучит в новостях. Есть ли у вас положительная совместная повестка дня?

- У нас есть положительная совместная повестка дня, потому что и православные, и католики разделяют веру в Единого Бога с Троицей, славимого Отца, Сына и Святого духа. И православные, и католики едины в исповедовании Христа как Бога-человека. У нас — расхождение по догматическим вопросам — не очень значительные по сравнению с тем, в чем мы сходимся, Кроме того, у нас есть и общие подходы ко всем основополагающим моральным и социальным вопросам. Например, семейная этика практически идентична у православных и католиков. Почему католики выступают против легализации абортов, однополых союзов, против усыновления детей однополыми парами? Это все связано с той библейской основой, на которой строится нравственное учение Православной и Католической Церквей. Оно у нас общее.

- Но есть, кстати, библейская основа, касающаяся описания поста. Русское православие как таковое папство принимает?

- Мы не принимаем папство в том виде, в каком оно развилось во втором тысячелетии. Мы всегда говорим о том, что в первом тысячелетии, когда христианство на Востоке и Западе было единым, папа римский был патриархом Запада, то есть он был одним из глав поместных Церквей, а потом уже, после разделения между Востоком и Западом, первенство в православной семье перешло к Константинопольскому Патриарху. А на Западе развилась теория папы, который по сути дела стоит на Церкви, который неподсуден Церкви, который утверждает решение Соборов, тогда как на православном Востоке всегда Соборы утверждают любое решение Патриарха и так далее. Кстати говоря, нынешняя ситуация ставит определенные дилеммы и перед самими католиками. Мы, например, не знаем, с каким титулом Бенедикт XVI уйдет на покой. Станет ли он снова кардиналом Ратцингером, сохранит ли свое имя, которое взял, когда стал папой? Пока что на эти вопросы никто из католиков, в том числе из экспертов по каноническому праву, ответ дать не может. Более того, встает вопрос о непогрешимости папы, который мы тоже оспариваем. Она сохранится или уйдет от него 28 февраля в 20 часов?