Скандальную оперу "Сон в летнюю ночь" москвичи провожали апплодисментами

Со скандально прославившейся оперой Бриттена "Сон в летнюю ночь" Москва прощается аплодисментами. Этот спектакль хотели запретить еще перед премьерой: в нем усматривали пропаганду педофилии, наркомании и алкоголизма. Нашумевшую постановку показывали почти год, в том числе - на "Золотой маске".

Скандально прославившуюся оперу Бенджамина Бриттена "Сон в летнюю ночь" в последний раз дают в Московском академическом театре имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ). Спектакль, который еще перед премьерой в июне прошлого года пытались запретить, подозревая его в пропаганде педофилии, наркомании и алкоголизма, снимается с репертуара.

"Сон в летнюю ночь" — совместный проект МАМТа с Английской национальной оперой. Право эксплуатации этой продукции в Москве истекло. Декорации, костюмы, реквизит после последней постановки будут оправлены в Лондон.

Но прежде, чем расстаться с нашумевшей постановкой, ее показали на фестивале "Золотая маска". "Сон в летнюю ночь" был выдвинут на Российскую национальную театральную премию в пяти главных номинациях: "лучший спектакль в опере", "лучший режиссер" (Кристофер Олден), "лучший дирижер" (Уильям Лейси), "лучшая мужская роль" (Роман Улыбин), "лучший художник" (Чарльз Эдвардс). В минувшую субботу российско-британскую работу вместе со зрителями смотрело жюри во главе с художественным руководителем Таллиннской филармонии, народным артистом СССР Эри Класом.

В течение года на всех десяти представлениях, положенных по контракту, спектакль собирал аншлаг. Гендиректор МАМТа Владимир Урин, которому пришлось приложить много сил, отстаивая постановку, признается, что скандал пошел спектаклю на пользу.

История скандала началась с анонимного письма, где говорилось, что в готовящемся спектакле "Сон в летнюю ночь" пропагандируются педофилия, наркомания, алкоголизм и другие пороки. А ведь в опере занят детский хор, напоминал автор. Письмо якобы и было написано родителями детей, занятых в этом хоре. К делу подключился уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов, который обратился к министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой проверить информацию о "развратных" сценах в постановке оперы.

Министр культуры, в свою очередь, ответил Астахову, что не видит необходимости вмешиваться в ситуацию вокруг постановки, так как театр имени Станиславского и Немировича-Данченко не входит в число учреждений федерального ведения. А родители хористов, ознакомленные с постановкой, дали письменное разрешение на участие их детей в хоре.

Побывавшая на премьере экспертная группа, сформированная руководителем департамента культуры Москвы Сергеем Капковым, обвинений не подтвердила. Просто театр ввел возрастное ограничение: рекомендовал смотреть спектакль зрителям старше 14 лет.