На страже Севморпути: самолеты-разведчики патрулируют полярные высоты

Авиация Северного флота приступила к патрулированию Северного морского пути. Полетные задания в полярных широтах выполнили экипажи Ил-38 и Ту-142. Задача летчиков – не только обеспечить безопасность судоходства, но и провести воздушную разведку арктической акватории.

Авиация Северного флота приступила к патрулированию Северного морского пути. Полетные задания в полярных широтах выполнили экипажи Ил-38 и Ту-142. Задача летчиков — не только обеспечить безопасность судоходства, но и провести воздушную разведку арктической акватории.

Для экипажа противолодочного Ил-38 — это самый рядовой полет. И задача обыденная – поиск и разведка. Только зона воздушного патрулирования на этот раз смещена далеко на восток. Морской разведчик отправляется вдоль трассы Северного морского пути, самого короткого судоходного маршрута из Европы в Азию.

Позади остался скалистый берег Кольского полуострова. Дальше полет будет проходить только над водой. Курс – на северо-запад, куда из порта Мурманск отправляются крупнотоннажные танкеры и сухогрузы. Из-за обильного таяния льдов грузопоток по Севморпути значительно вырос. А к 2020 году он должен достичь пятидесяти миллионов тонн и стать главной национальной артерией по доставке грузов в азиатский регион.

Северный флот уже обозначил здесь свое присутствие. Осенью прошлого года впервые по трассе Северного морского пути отправилась группировка военных кораблей во главе с флагманом – атомным ракетным крейсером "Петр Великий". Теперь и морская авиация на Ил-38 начинает регулярное патрулирование стратегически важного для страны судоходного маршрута. "Самолеты летают на большие расстояния, находятся в воздухе до 10 часов, — говорит Сергей Чечеров, врио начальника морской авиации Северного флота. — Они могут выполнять различные задачи: от поиска подводных лодок до оказания помощи терпящим бедствие судам".

Главное оружие Ил-38 – его "глаза", средства слежения. С их помощью морской разведчик может контролировать огромную акваторию с радиусом в две с половиной тысячи километров. При обнаружении подводной лодки противника он может засечь ее и даже уничтожить торпедами или крылатыми ракетами. Самолет этот – надежный, по своим характеристикам аналогов не имеет. "В этих полярных районах мы можем выполнять полеты практически в любых условиях, — говорит Игорь Пупынин, командир авиационного отряда противолодочного самолета ИЛ-38. – И в условиях ограниченной видимости, и при "минимуме" погоды".

В этом полете летчикам с погодой повезло. Только солнце, появившееся после долгой полярной ночи, немного осложняло визуальный контроль. В то время, пока экипаж майора Пупынина находился в воздухе, на базе в классе предполетной подготовки инструктаж получали другие экипажи Ил-38. В их полетных заданиях — также координаты восточного сектора Баренцева и Карского морей.