Петербург не готов к мусульманскому патрулю

Петербург обсуждает возможное появление на улицах Северной столицы мусульманского патруля. Такое опасение люди высказывают после заседания правительства Петербурга, где вице-губернатор Дивинский сообщил, что в Центральном районе "подготовлены народные дружины из числа представителей диаспор".

Петербург обсуждает возможное появление на улицах Северной столицы мусульманского патруля. Такое опасение люди высказывают после состоявшегося заседания правительства Петербурга. На нем вице-губернатор Игорь Дивинский сообщил, что в Центральном районе "подготовлены народные дружины из числа представителей диаспор". Понятно, что речь идет не о поляках или литовцах.

Впрочем, примет ползучей исламизации в российских городах немало — например, молельный уголок, появившийся недавно в Волгоградском государственном медицинском университете. Раньше такого здесь не было. С одной стороны, ничего дурного. С другой, — отложена личинка. И кто проследит, чтобы из нее не вырос еще один отряд под знаменем радикального ислама, ведь "Петербургский джамаат" (запрещена в РФ) — это уже реальность.

К пассажирам рейса "Душанбе — Пулково", как и десятков в неделю других из Средней Азии, — повышенное внимание. Досмотр растягивается часа на два. И вот она, Россия. Обратно к родным — не скоро.

Два раза в год город на Неве понимает, сколько же мусульман живет рядом — на Ураза-байрам и Курбан-байрам движение — и автомобильное и пешеходное — на Петроградской стороне останавливается.

Ислам в столице Российской империи присутствовал с момента основания. В XVIII веке грандиозная стройка без приезжих — крестьян из казанской губернии — тоже не обходилась. Спустя век с небольшим было восстание декабристов, которое Николай Первый воспринял как предательство со стороны лучших аристократических фамилий.

"Кому он доверился? Он создал конвой, и сюда прибыли первые горцы. Это чеченцы, ингуши, кабардинцы, черкесы. И это был Его Величества конвой по охране императора, членов императорской фамилии. существовал этот конвой до 1917 года", — рассказала краевед, историк Альмира Тагирджанова.

Сто лет назад эмир Бухарский лично просил Николая Второго позволить купить землю под строительство мечети. В ознаменование 300-летия дома Романовых император позволил.

Первая мечеть в столице империи должна была быть не только видна из окон Зимнего дворца. Непростым был этот участок земли — всего какая-то пара сотен метров до сердца Петербурга, места его основания — Петропавловской крепости. Она же, пожалуй, самое главное место — усыпальница Дома Романовых. Возведение мечети именно здесь рассматривалось не иначе как символ верноподданичества российских мусульман короне Российской империи.

В год 400-летия Дома Романовых азербайджанские мусульмане отметились грандиозной дракой. Одни украли у других невесту со свадьбы. В ход пошли бейсбольные биты, ножи, травматика. Сошлись больше двадцати человек. Разбиты машины, четверо — в больницах, трое арестованных, девятерых ждет депортация. Эта новость — самая обсуждаемая на Апраксином дворе. Впрочем, сама "Апрашка" — притча во языцех, гигантский, почти восточный рынок в центре туристического Петербурга.

Вторая тема обсуждений — грандиозный рейд ОМОНа. Искали религиозных экстремистов. На Апрашке вроде таковых не нашли, но несколько задержанных из страны выдворили. Местные не могут простить того, что бойцы ворвались в молельную комнату во время пятничного намаза, священного для всех мусульман.

Ликвидировать рынок правительство Петербурга хочет давно, но Апраксин двор — памятник архитектуры, который разваливается на глазах, и инвесторы сюда в очередь не встают. Власти обязали национальные диаспоры создать народные дружины для поддержания правопорядка — насколько это возможно.

"Одного узбека, одного таджика, одного азербайджанца поставить по одному — и будет нормальная дружина, будет порядок", — считает почетный консул Таджикистана в Санкт-Петербурге Назар Мизода.

Что говорить — даже толерантный с рождения Петербург в особой любви к трудовым мигрантам не замечен. Впрочем, не в религии дело, говорит настоятель Соборной мечети Равиль Панчеев. Все конфликты — исключительно в бытовой сфере.

"Россия — не резиновая, поэтому мы должны выбирать квалифицированных работников, а не они — страну. На сегодняшний день получается, что они выбирают страну и очень много нелегальных мигрантов. Проблема в этом", — подчеркнул Панчеев.

Почти через сто лет после открытия Соборной мечети в Петербурге выстроили второй исламский храм — в крупнейшем спальном Приморском районе. После намаза мусульмане идут в "Мекку" — не в Саудовскую Аравию, а в магазин с одноименным названием. Компас, указывающий направление к могиле пророка Мухаммеда, духи для мужчин и женщин без содержания спирта, сурьма для лечения глаз и исламского макияжа, хиджабы и другая одежда правоверных...

В этом году — сорок лет, как Абдулла Даудов приехал в Ленинград учить историю в Госуниверситете. Семья хлебнула горя: в 1944-м — депортация из Грозного в Киргизию, возвращение домой. Долгое время профессор на общественных началах был президентом чеченской диаспоры в Петербурге. Меньше года назад его избрали деканом исторического факультета СПбГУ.

"Какие-то проблемы всегда есть. Не так думаешь, в компании не столько пьешь, еще какие-то вещи. А в целом тот, кто независимо от религии служит интересам государства, кто имеет толерантность и уважение к окружающим, тот имеет такие же возможности, как и все другие", — уверен Даудов.