Крылатые легенды Севера: в Кольском заливе работает музей уникальных самолетов

На Кольском полуострове открывает новый сезон музей авиации Северного флота. Он получил официальный статус и стабильное госфинансирование. Сотрудники надеются, что это поможет сохранить уникальную коллекцию исторических машин. В музее, например, хранится первый гидросамолет Северного флота.

На Кольском полуострове открывает новый сезон музей авиации Северного флота. В этом году он получил официальный статус и стабильное госфинансирование. Сотрудники надеются, что это поможет сохранить уникальную коллекцию исторических машин. В музее, например, хранится первый гидросамолет Северного флота, который приходилось сушить после каждого вылета, потому что он сделан из дерева.

Большинство из этих военных самолетов сохранились в России в единственном экземпляре. Это не просто редкая, это — уникальная коллекция. Военным морским летчикам с помощью энтузиастов удалось собрать 26 самолетов. Время создания этих машин – начиная с тридцатых годов прошлого столетия.

Место для музея авиации было выбрано не случайно. Именно здесь, на губе Грязная Кольского залива, находился первый на Севере военный гидроаэродром. Его оборудование началось незадолго до начала Великой Отечественной войны. Прямо с воды взлетали и уходили на боевые задание морские авиаторы.

Морской ближний разведчик — МБР-2. С него началась история авиации Северного флота. Деревянный самолет после каждой посадки на воду требовал просушки. Специально для этого на берегу горели костры, механики нагревали мешки с песком и обкладывали ими намокший фюзеляж. Через несколько часов деревянный гидроплан вновь был готов к вылету. "В воду залезали механики в специальных прорезиненных костюмах, — рассказывает Евгения Собакарь, начальник военно-экспозиционного отдела Сафоновского дома офицеров. – И вот так, по шею в воде, они снимали у самолета колеса. Затем катером транспортировали самолет на середину залива. Он взлетал, выполнял боевую задачу, возвращался, и все повторялось в обратной последовательности. Представляете, как все это было непросто в наших северных условиях!"

"Англия России подарила самолет, очень много пулеметов и ужасно тихий ход". Так о доставленных по ленд-лизу английских истребителях Hurricane отзывались наши авиаторы. Технические недостатки машин они компенсировали летным мастерством. Из восьмидесяти пяти Героев Советского союза на Северном флоте пятьдесят три были летчиками. А торпедоносцы Ил-4 потопили больше вражеских кораблей, чем весь надводной и подводный флот.

В музее хранится легендарная "Чайка", И-153, советский одномоторный истребитель. Его поисковики нашли разрушенным в одном из болот и восстановили по чертежам, чудом уцелевшим в архивах. Модифицированную зимнюю версию "Чайки" наши летчики недолюбливали. Лыжи, установленные вместо шасси, при посадке часто ломались.

"Здесь собрано очень много материала по истории Великой Отечественной войны, свидетельств, как воевали люди, — говорит Анатолий Минаков, заместитель командующего Северным флотом. – Беречь историю войны за Победу, за которую мы так дорого заплатили – это наш долг".

В течение тридцати семи лет эти уникальные экспонаты пытались уберечь. И только в этом году музей получил официальный статус, а вместе с ним — стабильное государственное финансирование. Деньги очень нужны на ремонт зданий, нужно строить новый ангар. Военные летчики обещали передать в дар музею еще несколько самолетов морской авиации Северного флота.