Тема:

Венесуэла после Уго Чавеса 4 месяца назад

Уго Чавес. Путь президента

"Нам ничего не остается, как полностью разорвать дипломатические отношения с Колумбией", - заявил Уго Чавес
Россия и Венесуэла подписали пакет двусторонних соглашений
"Нам ничего не остается, как полностью разорвать дипломатические отношения с Колумбией", - заявил Уго Чавес
Россия и Венесуэла подписали пакет двусторонних соглашений
Умер президент Венесуэлы Уго Чавес. Ему было 58 лет. О смерти объявил вице-президент страны Николас Мадуро. У здания военного госпиталя Каракаса, в котором лечился последние две недели перед смертью страны венесуэльский лидер, приспущен флаг.

Умер президент Венесуэлы Уго Чавес. Ему было 58 лет. О смерти объявил вице-президент страны Николас Мадуро. У здания военного госпиталя Каракаса, в котором лечился последние две недели перед смертью страны венесуэльский лидер, приспущен флаг.

Последние прижизненные и теперь уже исторические кадры: 10 декабря 2012 года президент Венесуэлы улетает на Кубу. Уго Чавес в спортивном костюме, улыбается, хлопает по плечу гвардейца, твердо и характерно по-латиноамерикански сжав руку в могучий кулак, произносит: "Мы победим" и "Да здравствует Венесуэла".

Венесуэльцы верили в то, что напасть — агрессивная раковая опухоль — снова уступит внутренней силе Уго, как поверили прошлым летом, когда после трех операций он заявил, что ради своего народа победил смерть. Уже осенью Чавес снова уверенно выиграл президентские выборы.

Уго Рафаэль Чавес Фриас мог стать священником — такова была воля его родителей, бедных сельских учителей. Но однажды мальчик подрался со святым отцом и был изгнан из церкви. Он мог быть бейсболистом — об этом Чавес мечтал сам. Уже будучи президентом страны, каждую еженедельную газетную колонку он начинал с бейсбола. Тем не менее, еще юношей Уго решил, что военная форма ему к лицу куда больше. Красный берет десантника, как и поднятый над головой кулак до последних дней были неотъемлемым атрибутом неповторимого образа Уго Чавеса.

Главной мечте Уго Чавеса сбыться едва ли суждено. Будучи преданным делу Симона Боливара, принесшего Венесуэле свободу от испанских колонистов, он проповедовал Боливарианизм — идею объединения Латинской Америки в одну страну. Но в наше время именно этот идеалист и романтик отколол не только Венесуэлу, но и добрую часть континента от, казалось, вечного протектората США. Американский проповедник Пэт Робертсон призывал: "Мы должны убить Уго Чавеса. Это дешевле, чем начинать войну. Он опасный враг".

Его привыкли называть непримиримым борцом с США, но на деле он просто с достоинством отвечал на имперские выпады и критиковал тех, кто безропотно выполняет директивы госдепартамента. Так он говорил о президенте США Джордже Буше-младшем с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН: "Здесь был дьявол, вчера он стоял на этом самом месте. Здесь до сих пор пахнет серой. Президент США – дьявол во плоти. Он учит нас жить, говорит с нами как властелин мира. Ему нужен психиатр. Он хочет мирового господства и учит нас, как себя вести. Это посерьезней, чем фильмы Хичкока. Я и название придумал – "Поваренная книга дьявола".

Как и многие в Латинской Америке, свое восхождение он начал с переворота: 4 февраля 1992 года подполковник Чавес с тысячей солдат попытался захватить власть, но неудачно. Он вернется в политику уже без оружия после двух лет в тюрьме и в 1998 году выиграет свои первые президентские выборы, пообещав нищей на тот момент Венесуэле кардинальные перемены.

В 2002 году едва не свергли его самого. Недовольные национализацией нефтяных предприятий, подстрекаемые США либералы похитили Чавеса и заняли президентский дворец Мирафлорес. Но всего на два дня. Против новой власти восстали жители трущоб, те, чью жизнь свергнутый президент пытался изменить с помощью перенаправленных в венесуэльскую казну нефтяных доходов.

До Чавеса половина венесуэльцев жили за чертой бедности, сейчас тоже много — 30 процентов. Но времена, когда в газетах писали о том, как правильно есть корм для собак, а было и такое, давно в прошлом. В продуваемые бризами трущобы проведены канатные дороги, там появились детские сады и школы. Недавно ООН признала, что безграмотность в стране ликвидирована, в каждой деревушке есть меркаль — магазин с фиксированными ценами и врач, чаще всего, кубинец. 30 тысяч медиков в Венесуэлу отправили лучшие друзья Уго Чавеса – братья Фидель и Рауль Кастро.

Уго Чавесу льстило прозвище "Красный бунтарь". О будущем Венесуэлы он мог говорить бесконечно, а однажды вел свое собственное телешоу "Алло, президент" восемь часов шесть минут без перерыва, отвлекаясь только на то, чтобы чтобы сделать глоток кофе. А кофе он пил по 17 кружек в день.

О любознательности Чавеса ходят легенды. Он скрупулезно изучал, как работают белорусские тракторы, как устроены российские военные самолеты и вертолеты, подолгу задерживался на стройплощадках в Каракасе, где инженеры из Москвы возводят целые кварталы для венесуэльцев.

Уго Чавес — нетипичный политик. Он открыто признавал ошибки, искренне каялся перед народом, если что-то не получалось, писал стихи, отменно рисовал. Ген, отвечающий за страх, у него отсутствовал полностью.

Его критики не выдерживали даже монархи. Так, в 2007 году на иберо-американской встрече вспылил король Испании Хуан Карлос. "Почему бы тебе не заткнуться", — при всех раздраженно, обратившись на ты, крикнул он Уго Чавесу. Президент Венесуэлы на это лишь ухмыльнулся.

Болезнь настигла "Красного бунтаря" полтора года назад, и с тех пор американские газеты уже десятки раз писали, что Уго Чавес умер. Но после каждой операции на Кубе он возвращался в Мирафлорес и даже из больничной палаты выходил в радиоэфир.

Последняя операция продолжалась шесть часов и прошла неудачно — в легкие попала смертельная инфекция. Сердце венесуэльского лидера остановилось. Смерть он будто предчувствовал, успев назначить преемника. Чавес всегда надеялся, что Боливарианская революция его переживет.