Российские собаки впервые участвуют в самых экстремальных гонках планеты

Россия впервые примет участие в крупнейших гонках на собачьих упряжках на Аляске. За нашу страну побегут собаки породы чукотская ездовая. Они не отличаются скоростью, зато считаются самыми выносливыми. Еще до начала гонок команда из России наделала много шума в США.

Россия впервые примет участие в крупнейших гонках на собачьих упряжках на Аляске. За нашу страну побегут собаки породы чукотская ездовая. Они не отличаются скоростью, зато считаются самыми выносливыми. На Аляске им предстоит пробежать около двух тысяч километров. Но еще до начала гонок команда из России наделала много шума в США. О вожаке упряжки сейчас пишут в газетах и снимают фильм.

Впереди у ездовых собак — серьезный маршрут и азартная гонка. Впервые в истории соревнований судьям и зрителям предстоит решить, чьи лапы сильнее: местные или чукотские. "Я думаю, что это важно для Аляски, — говорит Рос Вильямсон, стартер гонки на собачьих упряжках "Айдитарод". — Потому что мы любим собак, мы любим каюров, мы любим гонки. И я здорово удивился, когда узнал, что будут выступать чукотские собаки из России. Это супер! Реальное событие! Никогда не было такого на Аляске!"

Старт в Анкоридже — это праздник, пусть даже все идет не по плану. Снегу, привезенному из тундры, удалось пролежать полдня, но это — при плюсовой температуре. Гонка предстоит непредсказуемая, она проходит в разных климатических поясах. Метелей, морозов, горных хребтов и стремительных рек будет в избытке. Собаки бегут 1800 километров по целине, тащат нарты с каюром, ищут по запаху и прокладывают безопасную тропу. Самое удивительное — никто их этому не учил. У чукотских ездовых такая работа — в крови. "Без упряжки было трудно семью прокормить, — рассказывает о давних временах участник гонки, каюр-охотник Михаил Тельпин. — Нужно было ездить на дальние расстояния, перевозить грузы, продукты".

Идею участвовать на своей упряжке в самом престижном и суровом по мировым спортивным меркам соревновании принадлежит коренным жителям Чукотского побережья. Охотник Михаил Тельпин из села Янракынот первый пролетел через полмира с упряжкой. Он живет в специально построенной яранге, тренируется в американском лесу, учит английский. Собаки тоже чуют важность момента, привыкают к слишком теплому климату и незнакомой еде. "Американский корм во время сгонок не даю, он плохо усваивается, — делится хитростями Михаил. – Во время гонок даю рыбу, жир, мясо".

В Анкоридже процветает гоночная индустрия. Иностранцы и американцы приезжают, чтобы арендовать на "Айдитарод" животных. Собак здесь выращивают специально для соревнований и этим зарабатывают. Победа российского гонщика зависит от настоящих рабочих собак. Чукотская ездовая – проверенный веками, надежный "извозчик". Не очень быстрые, способные развивать скорость до 20 километров в час, но выносливые собаки. Каждая из них тянет нарту с усилием в два килограмма, пробегает сто километров в сутки, а всего в упряжке 12 собак.

Традиция соревноваться в беге на собачьих упряжках от города Айдитород до Нома на Аляске появилась в начале 20 века. Как-то раз упряжка собак доставила в Ном лекарство от дифтерии для больных детей, преодолев более тысячи километров за 5 дней. Эпидемию остановили. Город был спасен. Собаки и их вожак по кличке Балто стали национальными героями Америки.

Вожака российской команды зовут Валькхау, что по-чукотски значит "Пятнистый". Появление каюра-охотника наделало здесь много шума. О нем пишут в газетах, снимают фильм.

Не только развлекать, а удивить всех и прийти к финишу в числе первых — это все же основная задача. Михаил Тельпин старается преодолеть дистанцию за 12 дней. Таков результат прошлого года. За победу — приз в десятки тысяч долларов. Но нужна и моральная награда: русский каюр хочет быть лучшим. О патриотизме в спорте не принято говорить. Однако между заездами Михаил незаметно для зрителей по привычке говорит с собаками о Чукотке. Видимо, любовь к дому — прежде всего.