Шенгенская зона: в Брюсселе решают, стоит ли пускать Болгарию и Румынию

В Брюсселе решают, стоит ли пускать Болгарию и Румынию в Шенген. Страны Восточной Европы давно уже приняты в Евросоюз, но вот все заявки на присоединение к безвизовому пространству до сих пор отклоняли. Сегодняшняя попытка тоже, судя по всему, обречена на провал.

В Брюсселе решают, стоит ли пускать Болгарию и Румынию в Шенген. Страны Восточной Европы давно уже приняты в Евросоюз, но вот все заявки на присоединение к безвизовому пространству до сих пор отклоняли. Сегодняшняя попытка тоже, судя по всему, обречена на провал. Накануне Германия заявила, что воспользуется правом вето и заблокирует голосование.

Шенген вдруг стал не резиновым? 28 миллионов болгар и румын почему-то вдруг – спустя почти шесть лет – стали неугодными Евросоюзу. Причем в визовом смысле. Если раньше против восточных соседей высказывались только Нидерланды и немного финны, то теперь — еще и откровенно — немцы. А с ними британцы. Выходит, нет согласия в европейском государстве?

Сейчас шенгенское законодательство полностью применяют 22 из 27 стран Евросоюза плюс еще четыре государства извне — Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария. В отказавшихся – Великобритания и Ирландия. Они настаивают на своем островном положении. В подвешенном состоянии лишь три страны – Болгария, Румыния и Кипр. Частично шенгенское законодательство они применяют, но один из важнейших пунктов – погранконтроль – все еще сохраняется.

Старый Свет банально боится. Свободное перемещение новых соседей, как опасаются немцы, еще больше размоет чистоту их нации. Вполне четко объяснил мотивы министр внутренних дел Ханс Петер Фридрих. Он настаивает: ни Болгария, ни Румыния сейчас не отвечают требованиям Шенгенского соглашения. В обеих странах процветает коррупция, и немцы боятся, что те люди, которые получали визы путем подкупа госструктур, теперь будут беспрепятственно проникать на территорию Германии. Как следствие – рост преступности и размывание немецкого общества благосостояния, которое и так страдает от мигрантов.

Тех же турок вспомнить. Но в сравнении с ними цыгане для немцев – более страшное зло. Как и для жителей многих других европейских стран. Имидж слишком криминальный. Политик выразил общую точку зрения. По данным последних соцопросов, такой же позиции придерживаются 70% жителей ФРГ. А остальные, видимо, сами мигранты.

Но немцев можно понять. Ежегодно в Германию стекаются сотни тысяч людей со всей Европы. Результат налицо: лидер европейской экономики занимает сейчас первое место по числу приезжих из других стран ЕС. Таких в стране сейчас почти 3,5 миллиона. Далее по списку – Испания и Британия. Здесь мигрантов из ЕС насчитывается по два с третью миллиона. Замыкают пятерку лидеров – Франция и Италия. Британцы, порой даже более дотошные, чем немцы, ситуацией тоже озаботились. Заблаговременно.

По подсчетам специального комитета, после присоединения Болгарии и Румынии к Шенгену поток желающих попытать счастья на островах будет составлять ежегодно примерно 50 тысяч человек. Это лишь плюс два процента к общему числу мигрантов из ЕС, уже проживающих в Соединенном Королевстве. Но в стране решили обеспокоиться заранее: все-таки, острова тоже не резиновые.

Жесткую позицию в Британии занимают по отношению ко всем мигрантам из ЕС. Румыны и болгары здесь не исключение. В министерстве внутренних дел открыто заявили: число мигрантов в идеале должно измеряться десятками, а не сотнями тысяч, как сейчас. Пока что властям удается воплощать свои идеи блестяще: число «понаехавших» в прошлом году сократилось более чем на треть.

Любопытны и способы борьбы с нежелательной миграцией. Раз уж въезд останется без должного контроля, то стоит просто ухудшить мигрантам условия труда и жизни, посчитали власти Туманного Альбиона. Под пристальным надзором окажутся и все браки, заключенные с приезжими. На предмет их фиктивности. Так что теперь только по любви.

Ну, и какая Британия без фирменного снобизма? В прессу просочилась информация, что профильным ведомствам поручено подготовить предложения без нарушения дискриминационного законодательства ЕС. Есть в этом что-то типично британское, не правда ли?

Другой вопрос – не дуют ли развитые страны на воду? Хотят ли сами румыны и болгары мигрировать в той пропорции, которая не дает спокойно спать по ночам немцам и британцам? Эксперты говорят: с выводами спешить не стоит. По словам известного румынского социолога Мирча Киву, основная волна миграции уже прошла, так что "цунами" ждать не стоит.

Кроме того, румыны сами по себе к английскому five o’clock холодны, и в основном, едут в Испанию. И язык проще для них, и устроиться легче — там соотечественники. В основном, румыны приезжают на полгода-год, "поднимают" денег под конкретную задачу – на строительство дома или свадьбу детей — и возвращаются обратно. С болгарами история другая – мигранты из этой страны, наоборот, пытаются закрепиться в развитой Европе на долгий срок, обеспечив, таким образом, своим детям безбедное будущее и новое гражданство.

Среди румын такие мигранты тоже есть, но их не так много. В основном, это высококвалифицированные кадры, которым в своей стране становится просто тесно и скучно. Среди румын по этому поводу даже ходит шутка: "Вы не найдете в Румынии ни одного врача, ведь все они уехали в Британию".

Но работают там – несложно догадаться — не по профилю. Самые популярные профессии – прораб, сиделка, фермер, таксист. Ситуация меняется. В Германии, к примеру, стали обращать больше внимания на образование приезжих и предлагать им профессии, соответствующие статусу. В стране ждут инженеров и врачей. Но пока что из Испании и Венгрии.

Сами же действующие лица – болгары и румыны – как раз, спокойнее некуда. По большому счету для них вступление в Шенген – вопрос технический. Со вступлением в ЕС они и так спокойно перемещаются по Европе. А с открытием собственных границ для владельцев шенгенской визы, отпали и последние препятствия для развития бизнеса и туризма.

А, к слову, румынский премьер еще до голосования в Брюсселе и вовсе сказал, что его страна выполнила все требования для вступления в шенгенскую зону. И речь идет только о политике. Как заявил Виктор Понта, "если еще раз откажут, данный вопрос в приоритетах правительства больше значиться не будет. У правительства есть множество других важных проблем кроме Шенгена".

А вот кто точно выиграет от расширения Европы, так это наши соотечественники. В одну только Болгарию россияне уже вложили за последние 10 лет более полутора миллиардов долларов. А с упрощением процедуры получения вида на жительство, владельцам недвижимости гораздо приятнее будет получать не румынские или болгарские паспорта, а сразу становиться частью единой Европы.