Московская фотобиеннале: спор о мужчине и женщине

В Москве в Центральном манеже десятки лучших мировых фотографов в эти дни спорят о том, что такое красота и кто такие – мужчины и женщины мечты. На время фотобиеннале сам Манеж превращается в модный квартал.

В Москве в Центральном манеже десятки лучших мировых фотографов в эти дни спорят о том, что такое красота и кто такие – мужчины и женщины мечты.

На время фотобиеннале Манеж превращается в модный квартал. Фотографии Патрика Демаршелье для дома Christian Dior – как указатели. Тут – площадь J'adore. Снимки для рекламы легендарного аромата, зеркальная галерея Версальского дворца. Рядом – цветочный сад. Модели в платьях-клумбах. Оттуда – дорога к центральной авеню. По обе стороны – взгляд на диоровский New Look – революционный для послевоенной Европы.

В этих снимках нет сложных композиционных решений и фотоэффектов, рассказывает Ольга Свиблова. Демаршелье сделал то же, что и Диор, – показал женщину, которая и есть произведение искусства.

"Такой огромный диапозон у Патрика Демаршелье, который может работать и в черно-белой фотографии, и пользоваться цветом, и давать невероятные композиционные решения, но когда он работает с домом Dior, он работает так же, как Диор с каждой женщиной – он проявляет стиль Диор, а не заслоняет его своими суперкреативными решениями – он его проявляет и высвечивает" – рассказывает Ольга Свиблова, куратор фотобиеннале "Мода и стиль в фотографии".

Каждый снимок – будто страница в истории модного дома. В 50-е фавориты Диора – розовые и красные ткани. Как цветы, которые росли в его саду на вилле Les Rhumbs в Гранвиле. Это две стороны женственности, считал модельер, нежность и страсть. В фотосессии Патрика Демаршелье тоже – все на контрастах. Наталья Водянова в легком винтажном наряде. Рядом – яркое мини из последней коллекции современного креативного директора модного дома Рафа Симонса. Кажется, это подтверждение – диоровский шик не знает времени.

Женщина Кристиана Диора – всегда цветок, тюльпан. С округлыми плечами, осиной талией и высокой линией груди. Оттого платья – будто перевернутые букеты. Чтобы передать объем, Демаршелье специально фотографирует моделей снизу. Поэтому разноцветная юбка часто занимает полкадра.

Друг Кристиана Диора французский писатель Жан Кокто говорил – в этой фамилии два слога. "Ди" – это бог. "Ор" — золото. Принцесса Диана уверяла – Диор означает волшебство. Чтобы передать эту магию, Патрик Демаршелье не пропускает ни одной детали. Каждое диоровское изобретение – на десятках снимков: приталенный пиджак, юбка-карандаш или расклешенное платье, закрывающее колени. Наряды в стиле Марии Антуанетты – уголок Франции XVIII века в сердце Диора. Интересоваться этой эпохой Кристиан начал еще в детстве. Рассказывают, спальня его матери была именно такой – с драпировками ткани с серо-голубой гамме.

Главная улица – Авеню Диор. С нее сворачиваем на Звездный бульвар. Здесь вместе со знаменитостями фотографы ведут откровенный разговор о том, что такое красота в XXI веке, и кто они, женщины и мужчины мечты.

И вот от диоровской девушки-цветка ни осталось и следа. На фото Брюса Веебра женщины ведут неравный бой со старостью. У Давида Лашапеля модели – жертвы мэйк-апа, превращаются в кукол-Барби. На этих снимках красота гипертрофированная, говорит куратор Надин Барт. Работы более чем 50 фотографов она собрала, чтобы зритель сам ответил на вопрос, к чему ведет гонка за соответствием образу в глянцевом журнале.

"Это выставка о нас самих: согласны ли мы с теми образами, которые нам предлагают Питер Линберг или Дэвид Лашапель. Это ваше понимание красоты? Или это мое понимание красоты? Вот это интересно", — рассуждает куратор выставки "Красота в XXI веке" Надин Барт.

Мужчина – защитник или хрупкое создание. Внешность сильного пола тоже – предмет изучения фотографов. Мартин Шоллер героев снимает как на паспорт. Маргарита Блойх выбирает "анти-мачо" в домашних интерьерах. Эти снимки тоже New Look XXI века, говорят кураторы. Новый взгляд на человека, где внешность не важна, а характер – и есть красота.