Никарагуа: венесуэльская нефть, китайские проекты и российские инвестиции

Ныне покойный президент Венесуэлы Уго Чавес поставлял союзным латиноамериканским странам нефть со скидкой. Это оживило их экономическую жизнь и обеспечило приток иностранных инвестиций. Так было, например, с Никарагуа. Какие изменения могут произойти здесь теперь, после смерти команданте?

Как долго будет ощущаться наследие скончавшегося венесуэльского лидера Уго Чавеса? Например, еще в 2011 году названный при Каддафи в честь Чавеса стадион в Ливии уже переименовали. И, напротив, в Сербии Чавесу именно в эти дни посмертно присвоили Орден Республики. Но то — в Старом Свете. А главной площадкой для Чавеса была, конечно, его родная Латинская Америка.

Именно при его деятельном участии в региона создан блок АLBA, что расшифровывается как "Боливарианская Альтернатива для Америки", альянс, в который помимо собственно Венесуэлы вошли также "красные" или сильно "порозовевшие" в последние годы не только очевидные Куба, Боливия и Никарагуа, но и одно время Гондурас, а также Антигуа и Барбуда, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины и, наконец, Эквадор. Кстати, в последнем случае речь идёт о стране, которая из-за экономических проблем начала века была вынуждена перейти на доллар США и вообще отказаться от своей национальной валюты – сукре. Теперь именно так, сукре, называется придуманный Чавесом прообраз латиноамериканского "евро": общая расчётная денежная единица блока ALBA.

И разве что за исключением Эквадора (который и сам добывает много нефти), ключевой гарантией этой новой региональной "спайки" были поставки в союзные Чавесу страны венесуэльской нефти со скидкой, естественно, как это было у СССР со странами СЭВ. Именно это привело к их экономическому оживлению. А в том числе это, в свою очередь, привело к повышению привлекательности многих из этих забытых было у нас стран в глазах российских инвесторов: не будем забывать, например, что именно Чавес в своё время организовал коллективную встречу президента России с президентами и премьерами стран блока ALBA. И что же будет теперь? Как, в частности, обстоят с этим дела в сандинистской Никарагуа?

Никарагуа — это удивительная страна, где на черный вулканический песок набегает светлая волна озер, двух океанов, а плодородные предгорья соседствуют с грозными жерлами вулканов. Кратер Сантьяго не дремлет до сих пор. Но если бы он был тут один! В ближайшем радиусе еще шесть действующих вулканов. О том, на какой неспокойной земле расположилась Никарагуа, напоминают и регулярные землетрясения.

Все это словно природные символы потрясений, смены эпох, которые прошла страна за время своей независимости. Лишь за последний век никарагуанский народ вынес и американскую оккупацию, и жесточайший диктаторский режим клана Сомосы, и смуту революций, и все ужасы гражданской войны.

"Мальчишками стреляли и от отдачи падали на спину, когда стреляли по самолетам", — вспоминает Роберто Суарес, сандинист, ветеран гражданской войны.

"Протекторат США" — так американские карты изображали территорию Никарагуа в начале прошлого века. В местных тирах еще в ходу сделанные в Америке старые винтовки М-1 Гаранд, а на кадры хроники 90-го года, например, попал наш Калашников — окончание гражданской войны. В те годы Никарагуа — второй после Кубы стратегический партнер СССР в Латинской Америке. Сегодня страна вновь на перекрестке большой геополитики. Только уже с участием Китая, который может помочь исполнить многовековую никарагуанскую мечту — построить канал, который соединит Атлантический и Тихий океаны. Дублер Панамского, а потенциально — его замена.

Канал, который по проекту должен пройти по озеру Никарагуа, в 3 раза длиннее Панамского, но куда глубже и шире – местность позволяет. Здесь смогут пройти крупнотоннажные суда грузоподъемностью до 270 тысяч тонн. А это супертанкеры. С венесуэльской нефтью — в растущий Китай, который на неделе по потреблению этих углеводородов впервые обошел США. Большую часть работы природа проделала сама, основная часть канала — 200-километровое русло реки Сан-Хуан и крупнейшее в регионе озеро Никарагуа. Здесь водятся единственные в мире прижившиеся в пресной воде акулы – напоминание о том, что тысячи лет назад к океану был прямой выход.

Профессиональный оперный певец, сын президента Даниеля Ортеги — Лауреано — в своем офисе спел впервые – для нашей съемочной группы. Его основная работа — привлечение в страну инвестиций. На постройку канала нужно 30 миллиардов долларов.

"Это — огромный проект. Некоторые говорят, что Никарагуанский канал – это дело сотен лет. Мы надеемся начать строительство в течение нескольких лет", — заявляет Лауреано Ортега, бизнес-консультант правительства Никарагуа.

Перечеркнуть все — и не только этот проект — может смерть Уго Чавеса. Ведь Никарагуа как участник созданного им ALBA — боливарианского альянса 8 социалистических стран — покупала венесуэльскую нефть со скидкой. И это, конечно, оживило экономику, в страну пошли инвестиции — в том числе из России.

На никарагуанской мельнице — российское зерно. Хотя казалось бы — американская культура — куда ближе.

"Больше 60 лет мы использовали пшеницу из США. Но полтора года назад мы получили первую партию российского зерна. Попробовали и остались очень довольны", — поясняет директор мельницы Альваро Бермудес. 120 тысяч тонн зерна, что Россия поставила в Никарагуа, — гуманитарная помощь. По вкусу мука из российского зерна пришлась и никарагуанским пекарям — они значительно расширили ассортимент.

-Хлеб для бутербродов очень вкусный. А вот булочки…

А потому следующие поставки зерна — контракт сейчас обсуждается — будут уже за деньги.

Обкатанная бизнес-модель. Так же, сначала в виде помощи, а потом уже как коммерческий проект, на местный рынок выводили курганские автобусы. Основа общественного транспорта в столице — Манагуа. Таксисты берут "Лады-Калины". Но ездить приходится с ветерком.

"Современная машина. Сюда бы только кондиционер. Но тогда она была бы дороже", — сетует водитель такси.

Ну, а пожарных машин, которыми российское МЧС снабдило никарагуанцев, здесь вообще никогда не видели. Пожарная часть в Манагуа – как музей пожарной техники за полвека. Вот американская помощь — машины 70-х годов, а вот российская помощь — "КамАЗ" 12-го года выпуска.

Не только автопром — свою дорогу в Никарагуа нашли и российские высокие технологии, мобильный Интернет. Хотя поначалу были проблемы. Например с доставкой счетов – в Манагуа нет точных названий улиц и домов. Маршруты прокладывают по достопримечательностям.

"Бывают адреса еще более хитрые. Например, "от того места, где раньше была большая пальма". "Была", то есть сейчас ее нет. Или "две квадры в сторону озера и одна – на восток", — рассказывает глава Yota de Nicaragua Олег Арсеньев.

На восток сейчас обращены и взоры никарагуанских государственных деятелей. Международный суд в Гааге разрешил двухсотлетний спор Никарагуа и Колумбии о принадлежности островов и границ территориальных вод. Ближайший соратник президента Ортеги приглашает туда Россию.

"Национальная ассамблея Никарагуа уже одобрила заход кораблей и прилет самолетов, а также военнослужащих РФ для отработки поисково-спасательных и других операций, которые были бы полезны для наших стран", — рассказал Хулио Сесар Авилес, главнокомандующий сухопутных сил Никарагуа.

Есть и другие державы, кораблям которых идти до этих вод гораздо ближе. Никарагуа вновь в центре геополитической интриги. Шельф, по предварительным оценкам, богат нефтью.