На льду Байкала проводят исследования ученые трех стран

Чем больше узнают, тем больше загадок. На Байкале работают ученые из России, Швейцарии и Англии. Они исследуют донные отложения, осадки и течения. Это поможет предсказывать землетрясения и погоду.

Чем больше узнают, тем больше загадок. На Байкале работают ученые из России, Швейцарии и Англии. Они исследуют донные отложения, осадки и течения. Это поможет предсказывать землетрясения и погоду.

С помощью изоленты и различных веревок ученые крепят к тросу десятки исследовательских приборов. Это так называемая буйковая станция. В течение года она будет собирать осадки в специальные чаши, регистрировать температурные изменения в толще воды. Еще одна цель — взять образцы грунта со дна Байкала.

В этой майне ученые берут пробы грунта на глубине 550 метров. Чуть дальше такие же исследования проводятся на глубине 1300 метров. Эти данные помогут понять, какие природные аномалии происходили за последние 200 лет в районе озера Байкал.

Дно Байкала — это своеобразный архив. Он способен поведать ученым гораздо больше, чем рукописные хроники. В 1912 году газеты Иркутска описали необычное явление. Оно не на шутку напугало жителей побережья. В районе станции Шарыжалгай люди наблюдали гигантские водяные столбы и массовую гибель рыб. Спустя сто лет, изучив донные осадки в этом месте, ученые выяснили — произошло землетрясение.

- Это землетрясение было причиной выброса газа. В результате выброса газов эти столбы и образовались, — говорит сотрудник Института земной коры Елена Вологина.

С помощью проб грунта ученые также получают данные о процессах, которые происходили на Байкале тысячи лет назад. Эти исследования помогут прогнозировать землетрясения, а также предсказывать, как изменится климат на территории Центральной Азии. Сейчас на Байкале работают ученые из России, Швейцарии и Англии. В их распоряжении три подводные станции. Майк Штурм приезжает сюда уже 15 лет. За это время получил много данных, но загадок по-прежнему — еще больше.

- Это особенное озеро. Оно как маленький океан. Поскольку я геолог, мне интересны данные о тех процессах, которые происходили здесь тысячи лет назад, — говорит профессор Швейцарского института геологических исследований Майк Штурм.

Дорогу к глобальным открытиям порой перекрывают браконьерские сети. В этот раз они буквально опутали научную технику. В результате сломался прибор для измерения течений.

- Нам приходится буквально распутывать нашу аппаратуру. Приходится по нескольку раз приглашать водолазов, которые эти сети режут под водой, — говорит директор НИИ прикладной физики ИГУ Николай Буднев.

Чтобы обезопасить оборудование, в эту экспедицию ученые разместят буйковые станции на глубине 25 метров. Тогда мелкие проблемы не будут отвлекать от решения глобальных задач.