Цветная история России – в Музее фотографии Амстердама

Цветная история России представлена в Музее фотографии Амстердама. В трех залах – иллюстрированный рассказ о возникновении и развитии цветной фотографии вплоть до конца XX века. Особой популярностью фотографирование пользовалось при Николае II.

Цветная история России представлена в Музее фотографии Амстердама. В трех залах – иллюстрированный рассказ о возникновении и развитии цветной фотографии вплоть до конца XX века. Особой популярностью фотографирование пользовалось при Николае II. Император был страстным фотолюбителем и даже заказал цветной портрет государства. И при царях, и при советских вождях фотография, прежде всего, — идеологическое "визуальное оружие". Именно поэтому в СССР столь популярен фотомонтаж, ведь необходимо было соединить документальную достоверность кадра и советские мифы.

Музей фотографии в центре Амстердама, Кейзерграхт, 609 — хочется рекомендовать. Не самим голландцам, их здесь хватает: за 2 недели на эту выставку российской фотографии пришли тысячи людей. Вот на них, на посетителей, и стоит смотреть: такие разные, любознательные, общительные, доброжелательные. Типичный Амстердам.

Но вначале о поводе, который заставил голландцев сюда прийти. Проект, придуманный Ольгой Свибловой, открывает перекрестный российско-нидерландский год.

"Выставка — исследование раннего цвета в российской фотографии, экспозиция из фондов нашего музея", — говорит Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея.

Показать есть что. В России к концу XIX века было больше фотоателье, чем во всей Европе, в том числе едва ли не в каждом монастыре. И вот — подробная панорама Троице-Сергиевской лавры. Вот Кремль — оказывается, не красный. Лев Толстой, которого уговорил сняться Прокудин-Горский. Наш "брат Люмьер", он изобрел "быстродействующую камеру", и технологически Россия оказалась "впереди планеты всей". Прокудин-Горский добился аудиенции у царя и "сфотоархивировал" страну.

Голландцам все эти зафиксированные камерой исторические перипетии страшно интересны. Выхватываем двух посетительниц. Преподаватели экономики, они приезжали еще в Советский Союз, в 1971 году, студентками. Ходили на могилу Хрущева.

Утопающий в цветах Сталин — снимок Дмитрия Бальтерманца. Уход не человека, но "бога". За то, что "героя" почти не видно, фотограф, что называется, "огреб", работу печатать не стали.

"Кадры 1958 года. Для нас, голландцев, это период в России, о котором почти ничего не известно. Ведь в это время русское общество было закрытым для иностранцев. Кадры Дмитрия Бальтерманца напоминают мне работу Роберта Франка, когда он совершил путешествие через всю Америку. И от этих советских снимков создается какое-то "американское" впечатление: очень похожа повседневная жизнь людей", — считает Марлош Крижнен, директор Музея фотографии Амстердама.

Еще одно заинтересованное лицо. Нельзя пройти мимо. В России не был, но хочет. На выставке — случайно. "Мне нравится вот этот снимок: он как будто мечта. От него исходит ощущение счастья и мира. Это мне особенно нравится в фотографии.. А вот здесь. Я не совсем уверен. Может, что-то связанное с войной? Может быть, имеется в виду победа, ради которой люди много страдали?" — делится своими впечатлениями посетитель Флориан.

В общем, русская цветная фотография вызвала в Амстердаме фурор. Голландцы привезти летом в Москву ответную выставку — "Тихая, размеренная жизнь".