Испытания в Жуковском: новое рождение легендарного Ил-76

Испытания в Жуковском: новое рождение легендарного Ил-76
Испытания в Жуковском: новое рождение легендарного Ил-76
В подмосковном Жуковском начались государственные испытания модернизированного самолета Ил-76. Знаменитый транспортник получил новые двигатели и авионику. Цифровые технологии заметно облегчили жизнь экипажа. Автопилот теперь можно запрограммировать на самые разные режимы полета.

В подмосковном Жуковском начались государственные испытания модернизированного самолета Ил-76. Знаменитый транспортник получил новые двигатели и авионику. Цифровые технологии заметно облегчили жизнь экипажа. Автопилот теперь можно запрограммировать на самые разные режимы полета. После того, как все системы докажут свою надежность, начнется следующий этап испытаний. Военные летчики проверят, как обновленный Ил-76 справляется с десантированием солдат и техники.

На первый взгляд новый модернизированный Ил-76 ничем не отличается от своего предшественника — легендарного советского транспортника, впервые выпущенного еще в 70-х годах. Все новшества у него — внутри. Разработчики спроектировали крыло, состоящее из цельных длинномерных деталей. Стыков стало меньше, а сама конструкция теперь — легче и прочнее. Кроме того, на самолет установили новые турбореактивные двигатели: они мощнее, но при этом — тише и экономичнее. С максимальной нагрузкой — а она, кстати, увеличилась с 47 до 60 тонн — самолет набирает высоту 10 километров за 20 минут. Взлетать и садиться он может практически везде: на грунт, снег и даже лед. Поэтому его планируют использовать для доставки грузов в Арктику.

Полностью изменилась "начинка" самолета. Теперь здесь установлена так называемая "стеклянная кабина". Стрелки и датчики уступили место дисплеям. Вся необходимая информация находится у пилотов перед глазами. А современные технологии открыли и новые возможности для навигации. "Больше режимов, — поясняет Николай Куимов, летчик-испытатель. — К примеру, если старый аналоговый автопилот давал возможность выполнять только основные режимы, то цифровой позволит их программировать".

Кабина штурмана стала просторнее. Всевозможные приборы, которые здесь раньше еле умещались, заменила компактная панель. Тот же вычислитель автопилота, например, по сравнению с предыдущей моделью уменьшился в размерах в шесть раз. "На старом самолете здесь был установлен огромный компьютер разработки 60-х годов, — говорит штурман-испытатель Валерий Гречко. — А теперь у нас — новый пульт управления. Многофункциональные кнопки позволяют при нажатии выбрать режим работы".

Резервные аналоговые приборы все же решили оставить: на случай, если система даст сбой. Но пока никаких нареканий от пилотов не поступало. Первое летное задание они и вовсе выполнили почти вдвое быстрее, чем планировалось.

Сейчас практически весь самолет напичкан различными датчиками, которые фиксируют его состояние во время полета. Полученную информацию анализируют уже на земле. Однако это — только первый этап испытаний, во время которого протестируют новые системы. После чего за штурвал вместе с летчиками завода-изготовителя сядут военные специалисты. И тогда уже начнутся испытания с выбросом грузов и десантированием личного состава и техники.

Испытания модернизированного Ил-76 планируют завершить в середине следующего года. За это время опытный образец выполнит более восьмидесяти полетов. После этого машины запустят в серийное производство. Согласно программе вооружения, до 2020 года Министерство обороны получит 39 новых транспортников.