Атака отбита: Обама не сможет отнять у американцев штурмовое оружие

Лидер демократического большинства в Сенате США Гарри Рид заявил, что из законопроекта об ограничении оборота огнестрельного оружия исключен пункт о запрете на штурмовые винтовки, поскольку из-за этого пункта мог бы быть отклонён весь законопроект. Оружейное лобби празднует победу над Обамой.

Сенат США не будет обсуждать вопрос о запрете на штурмовое оружие. О том, что этот пункт исключён из законопроекта, сообщил лидер демократического большинства Гарри Рид. По его словам, эта инициатива не наберёт необходимого количества голосов, вследствие чего будет отклонён весь законопроект.

В результате Сенат всё же будет рассматривать вопрос об ограничении оборота оружия, но в урезанном виде, а точнее — без его главного пункта. Своё разочарование по этому поводу уже выразила сенатор Дайен Файнстайн, ставшая автором запрета на штурмовое оружие. "Была надежда, что Конгресс прислушается, но он, похоже, слушает только Национальную стрелковую ассоциацию", — заявила сенатор. Файнстайн добавила, что будет продолжать борьбу за запрет штурмового оружия, однако теперь перспективы этой борьбы, похоже, предрешены.

Напомним, законопроект о введении ограничений на оборот оружия был анонсирован президентом Бараком Обамой 17 января 2013 года. Эта инициатива стала ответом на массовый расстрел в школе Сэнди-Хук 14 декабря 2012 года и ряда других групповых убийств с применением штурмового оружия. Этот вопрос также стал одним из главных посылов инаугурационной речи Обамы, произнесённой на Капитолийском холме 21 января. В своём ежегодном выступлении перед Конгрессом 12 февраля 2013 года Обама снова уделил особое внимание вопросу о контроле над вооружениями, указав, в частности, на членов семей ньютаунской трагедии, находившихся в зале. Тогда речь президента была встречена апплодисментами — и вот теперь такой оглушительный провал.

В итоге законопроект, предложенный Обамой, был не отклонён (в конце концов, его и так могли бы отклонить в Конгрессе, где у демократов меньшинство), а кастрирован его же собственными однопартийцами. Называя главной причиной такого шага Национальную стрелковую ассоциацию (НСА), Файнстайн не грешит против истины: эта организация действительно является крупнейшим представителем производителей оружия, и многих сенаторов, в том числе и демократов, называют лоббистами её интересов. Представители Ассоциации имеют свой взгляд на проблему расстрелов: по словам её представителей, расстрелы, подобные ньютаунскому, возможны только там, где существуют запреты на ношение оружия. Чтобы избежать подобных инцидентов в будущем, представители НСА предлагают два выхода: либо снять запрет на ношение оружия учителями (введённый, кстати, после участившихся случаев насилия против учеников), либо поставить у входа каждой школы по вооружённому охраннику. И в том, и в другом случае производители оружия лишь выиграют, хотя непонятно как это укладывается в масштабное сокращение государственных расходов. При этом никто не удосуживается объяснить, как вооружённый пистолетом охранник будет противостоять преступнику с автоматической винтовкой.

Провал антиоружейной кампании стал для Обамы, пожалуй, самым сильным внутриполитическим поражением за всё время его президентства. Возможно, президент считал, что ему удастся протолкнуть свой закон так же, как это вышло с программой обязательного медицинского страхования, которую в народе прозвали ObamaCare ("Забота Обамы"), которая также вызывала многочисленные споры и протесты. Однако, если уговорить конгрессменов проголосовать за закон об обязательном страховании в условиях кризиса и тотальной безработицы удалось, то в случае с запретом на штурмовое оружие Обама наступает на Вторую поправку к Конституции — один из столпов гражданского общества в США. Вторая поправка гласит:  "Поскольку хорошо организованное ополчение необходимо для безопасности свободного государства, право народа хранить и носить оружие не должно нарушаться". Пока все попытки Обамы убедить хотя бы своих соратников-демократов в том, что для ополчения хватит и дробовиков, не увенчались успехом, и неизвестно, сколько ещё подобных трагедий понадобится для того, чтобы это изменить.